воскресенье, 2 января 2022 г.

Можно составить город

 

Можно составить город

(«Париж, 13 округ», реж. Жак Одиар, Франция, 105 мин.)

 П.И.Филимонов

Есть такой отдельный поджанр кино – кино про города. Часто они организуются во всевозможные киноальманахи вроде «Раквере, я люблю тебя», но бывают и отдельные фильмы, что, впрочем, не мешает им быть построенным примерно по тому же принципу.




Как лучше всего можно описать город, особенно в кино? Как известно из одного источника, город живёт счастьем своих людей, поэтому да, лучший способ показать жизнь города – через истории его жителей. Какие истории не заставляют нас – зрителей – сильно отвлекаться от идеи города, уходить в философские дебри, думать о разных вечных вопросах? Правильно, истории о любви на фоне городского пейзажа. Ну, или шире, об отношениях вообще.

Истории эти могут совсем не пересекаться, как происходит в упомянутых киноальманахах или пересекаться по касательной, как происходит в новом фильме Жака Одиара «Париж, 13 округ». Одиар пошёл чуть дальше своих коллег по альманахам, и признался в любви даже не к целому Парижу, а к его маленькой части, одному конкретному городскому округу (что во вселенной киноальманахов, наверное, приравнивается к чему-нибудь вроде «Ыйсмяэ, я люблю тебя»). И рассказывает он истории отношений четырёх разных персонажей, один из которых, единственный мужчина из  главных героев, заходит в обе истории любви в разных качествах.

Потому что, в общем, всё просто. Это две истории любви, причём, проспойлерю, обе со счастливым концом. Обе не самые обычные, обе сильно связаны с сексом, но не как элементом и составной частью этой любви, а как процессом, в разных степенях эту любовь окружающим, что ли. В первой истории он, как это ни странно, становится триггером недопонимания персонажей, во второй, наоборот, объединяет двух героинь без того, чтобы он физически между ними происходил.

И всё это на фоне тринадцатого округа, про который я особенно ничего не знаю, и который Одиар как таковой и не показывает, никаких особенных планов архитектуры или ещё чего-либо подобного в фильме нет. Просто люди с их отношениями, особенностями и странностями, которых хватает. И не имеет, наверное, никакого значения, в каком конкретно округе Парижа, да даже и вообще в каком городе они живут. Такие истории, пожалуй, могли произойти в любом европейском городе. Потому что если подобные фильмы и альманахи и имеют какую-то мораль или там заложенный посыл, то они заключаются исключительно в том, что люди везде одинаковые, что в тринадцатом округе Парижа, что в Килинги-Нымме. Они любят и ненавидят, они заботятся и пренебрегают, они разговаривают и молчат, они ходят и бегают.

И тем не менее – зачем-то же такие фильмы называются именно теми топонимами, которыми они называются. Значит, всё-таки что-то в новом фильме Одиара есть эксклюзивно парижское, особенно пахнущее тринадцатым округом. И часть очарования подобных фильмов (а они, бесспорно, очаровательны) как раз в том и заключается, что в те места, о которых они рассказывают, большинство из их зрителей никогда не попадёт. А если и попадёт, то ничего не почувствует. А если и почувствует, то не свяжет с просмотренным когда-то фильмом. Даже несмотря на то, что в оригинальном его названии «13 округ» написан маленькими буквами и представляет из себя уточняющий подзаголовок.




 

  

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий