Чуть
выше дна
(«На
воде», реж. Пеэтер Симм, Эстония, 106 мин.)
П.И.Филимонов
Фильм режиссёра Пеэтера
Симма снят по роману Олави Руйтлане. Предполагаю, что и название романа выбрано
автором не случайно. Писатели – люди ушлые, так и норовят везде пихнуть
всяческих отсылок к одному им понятному контексту. Возможно, Олави Руйтлане, а
с ним и Пеэтер Симм решили здесь зрителя пощадить и отослать его к чему-нибудь
более-менее знакомому. «На воде» - это почти «На дне». Связи между эстонской
литературой и русской классикой достаточно прочны хотя бы на уровне
наименований, и так, видимо, будет всегда. Против географии и частично общей
истории не попрёшь.
Вода в данном случае –
это озеро Тамула в достославном городе Выру (некоторые персонажю фильма
изъясняются исключительно на выруском языке, так что для страховки прокатчики снабдили
значительную часть фильма эстонскими субтитрами), куда отправляется главный
герой – мальчик Андрес в любой непонятной ситуации. Папа Андреса умер, а мама
сбежала от советской власти (действие происходит в начале восьмидесятых, в
какой-то момент телевизор в фильме показывает похороны Брежнева) в Швецию,
подкинув ребёнка бабушке с дедушкой.
В итоге мы имеем
более-менее фильм воспитания, Андрес взрослеет, учится жизни, у него появляется
первая любовь, не в связи с ней он проходит через первые эротические
переживания – довольно стандартный, но не перестающий это этого быть милым
набор. Принципиальная разница с другими подобными фильмами о подростках состоит
только в том, что растёт Андрес в окружении, мягко говоря, почти асоциальных элементов.
Рыбачить (а у Андреса есть полученный в наследство волшебный дар, рыба у него
клюёт даже тогда, когда она не клюёт ни у кого больше) с ним ходит местный
дурачок «с бумагой» Коля, драться и ухаживать за женщинами учит его брутальный
алкаш и бывший зэк Вальтер (прекрасная, а главное, неожиданная роль Марко Матвере),
поддерживают в сложных жизненных ситуациях не столько бабушка с дедушкой, сколько
местные дамы не очень прочных моральных устоев.
Соль фильма, как мне
кажется, именно в них. С точки зрения месседжа, который хочет донести до
зрителя Симм, нет ничего сложного и нового. То место, на котором человек
оказался в жизни, не определяет его человеческие качества и не зависит от них.
Больше всего помогают «своим» люди, в той или иной мере оказавшиеся на
периферии жизни. Чем хуже, тем люди крепче держатся вместе. Материальные
ценности уступают нематериальным по всем фронтам. По сравнению с временами
Горького жизнь стала немного получше, и чуть-чуть повеселее (как нам об этом,
собственно, сообщал один современник этого самого Горького), так что теперь персонажи
уже не на дне, а поднялись чуть выше. Метафору нахождения на воде в самом
фильме вам озвучат аж два раза – на случай, если вы не поймёте с первого. Ну
просто мало ли. В таком добром и душевном фильме даже это почему-то не
раздражает. Может быть, так с нами и надо.
А в конце концов, и
хорошо, когда у человека есть такая отдушина, вот попадает он в очередную
жизненную неурядицу, и точно знает, что будет делать. В случае Андреса – ловить
рыбу. А у вас?
Комментариев нет:
Отправить комментарий