пятница, 17 июля 2020 г.

Бадди-муви в елизаветинском стиле.


Бадди-муви в елизаветинском стиле
(«Поездка в Грецию», реж. Майкл Уинтерботтом, Великобритания, 103 мин.)


П.И.Филимонов

Очень сложно описать жанр этого фильма словами, очень сложно объяснить это людям, которые это не видели. Точнее, объяснить можно, но слова ничего не передают, в данном случае. Смотрите. Это четвёртый фильм из серии, говорят, что последний, но на самом деле это как раз тот случай, когда хотелось бы, чтобы люди передумали. А до четырёх фильмов был сериал. Есть два английских актёра – Роб Брайдон и Стив Куган. Не супервёзды мирового кино, но на родине прямо очень известные люди. Театральные актёры, актёры телевидения, пародисты, стенд-ап комики. И вот они играют сами себя, то есть, собственно, не играют никого. Они ездят по разным странам – в данном случае, это Греция – посещают достопримечательности, много и вкусно едят и постоянно треплются.



Их трёп, собственно, и есть главное достоинство фильма. Фильмов, если точнее. Потому что – как бы вам это объяснить – из этого трёпа зритель получает определённое впечатление. Они не говорят ни о чём серьёзном, они пикируются, они подкалывают, а то и жёстко троллят друг друга, они постоянно изображают кого-то – недаром оба пародисты – притом периодически они начинают спорить о том, кто из них лучше, например, изображает Марлона Брандо или Арнольда Шварценеггера. Это тот уровень общения, который может быть только между очень-очень-очень хорошими друзьями. Тот уровень общения, когда никаких серьёзных тем и не нужно, когда десять минут, проведённые без (пусть даже натужной) шутки могут быть всё равно, что выброшены из жизни. Когда главное в общении происходит на невербальном, совсем не вербальном уровне.

И если приложить некоторое усилие и погрузиться к ним туда, то на несколько минут может возникнуть удивительное ощущение. Ощущение дежавю, как будто это не Брайден и Куган рассекают на своём рэйнджровере по острову Лесбос и обмениваются неполиткорректными шуточками на эту тему, а как будто это лично ты, ты с твоими личными друзьями проделываете более-менее этот же путь, общаясь примерно так же и занимаясь примерно тем же.

Это совершенно точно кино про дружбу. Про дружбу как я её понимаю, например. Бадди-муви, щедро приправленное иронией и пост-иронией современной британской культуры. (Которая, кстати, непременно бы прицепилась сейчас ко мне за слово «пост-ирония» и вывела бы к тому, что можно к чему угодно добавлять приставку «пост», если хочешь сойти за интеллектуала, за шибко умного, за пост-интеллектуала).

Впрочем, «Поездка в Грецию» отличается от прочих поездок нетривиальным, даже трагическим финалом. У Стива Кугана умирает отец, и ему приходится прервать бадди-трип на полдороге и вернуться в Великобританию к выполнению грустных и рутинных обязанностей. И вот этот контраст, контраст между балагурящим Стивом за рулём автомобиля несколько дней назад и серьёзным Стивом на заднем сидении такси по дороге в аэропорт – он тоже очень показателен. Он наглядно показывает нам, что человек целен, что в человеке скрывается больше одного потенциального паттерна поведения, что нельзя воспринимать только одну сторону человеческого многогранника. Вроде бы избитая истина, но в контексте фильма про дружбу двух немолодых мужчин очень показательная. Радость соседствует с грустью, комедия с трагедией, любовь с нелюбовью. Это, кажется, и называется «жизнь». Извините за общие слова.       



Комментариев нет:

Отправить комментарий