Бадди-муви в елизаветинском стиле
(«Поездка в Грецию», реж. Майкл Уинтерботтом,
Великобритания, 103 мин.)
П.И.Филимонов
Очень сложно описать жанр этого фильма словами, очень сложно объяснить это
людям, которые это не видели. Точнее, объяснить можно, но слова ничего не передают,
в данном случае. Смотрите. Это четвёртый фильм из серии, говорят, что
последний, но на самом деле это как раз тот случай, когда хотелось бы, чтобы люди
передумали. А до четырёх фильмов был сериал. Есть два английских актёра – Роб Брайдон
и Стив Куган. Не супервёзды мирового кино, но на родине прямо очень известные
люди. Театральные актёры, актёры телевидения, пародисты, стенд-ап комики. И
вот они играют сами себя, то есть, собственно, не играют никого. Они ездят по
разным странам – в данном случае, это Греция – посещают достопримечательности,
много и вкусно едят и постоянно треплются.
Их трёп, собственно, и есть главное достоинство фильма. Фильмов, если точнее.
Потому что – как бы вам это объяснить – из этого трёпа зритель получает
определённое впечатление. Они не говорят ни о чём серьёзном, они пикируются,
они подкалывают, а то и жёстко троллят друг друга, они постоянно изображают
кого-то – недаром оба пародисты – притом периодически они начинают спорить о
том, кто из них лучше, например, изображает Марлона Брандо или Арнольда Шварценеггера.
Это тот уровень общения, который может быть только между очень-очень-очень
хорошими друзьями. Тот уровень общения, когда никаких серьёзных тем и не нужно,
когда десять минут, проведённые без (пусть даже натужной) шутки могут быть всё
равно, что выброшены из жизни. Когда главное в общении происходит на
невербальном, совсем не вербальном уровне.
И если приложить некоторое усилие и погрузиться к ним туда, то на несколько
минут может возникнуть удивительное ощущение. Ощущение дежавю, как будто это не
Брайден и Куган рассекают на своём рэйнджровере по острову Лесбос и
обмениваются неполиткорректными шуточками на эту тему, а как будто это лично
ты, ты с твоими личными друзьями проделываете более-менее этот же путь, общаясь
примерно так же и занимаясь примерно тем же.
Это совершенно точно кино про дружбу. Про дружбу как я её понимаю, например.
Бадди-муви, щедро приправленное иронией и пост-иронией современной британской
культуры. (Которая, кстати, непременно бы прицепилась сейчас ко мне за слово «пост-ирония»
и вывела бы к тому, что можно к чему угодно добавлять приставку «пост», если
хочешь сойти за интеллектуала, за шибко умного, за пост-интеллектуала).
Впрочем, «Поездка в Грецию» отличается от прочих поездок нетривиальным,
даже трагическим финалом. У Стива Кугана умирает отец, и ему приходится
прервать бадди-трип на полдороге и вернуться в Великобританию к выполнению
грустных и рутинных обязанностей. И вот этот контраст, контраст между
балагурящим Стивом за рулём автомобиля несколько дней назад и серьёзным Стивом
на заднем сидении такси по дороге в аэропорт – он тоже очень показателен. Он
наглядно показывает нам, что человек целен, что в человеке скрывается больше
одного потенциального паттерна поведения, что нельзя воспринимать только одну
сторону человеческого многогранника. Вроде бы избитая истина, но в контексте
фильма про дружбу двух немолодых мужчин очень показательная. Радость
соседствует с грустью, комедия с трагедией, любовь с нелюбовью. Это, кажется, и
называется «жизнь». Извините за общие слова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий