воскресенье, 11 августа 2019 г.

Волк, коза, капуста, свадьба, два баяна, ка-лаш-ни-ков



Волк, коза, капуста, свадьба, два баяна, ка-лаш-ни-ков

(«Дай свободу», реж. Кирилл Михановский, США, 110 мин.)

П.И. Филимонов

Фильм американского режиссёра русского происхождения Кирилла Михановского – о жизни русской эмиграции в Штатах. В основном, её старшего поколения, поскольку ярким представителем поколения младшего как раз является главный герой фильма Вик, уже вполне двуязычный молодой человек, кажется, вполне вписанный в новую американскую жизнь, разве что не слишком представляющий, чем он хочет заниматься в этой самой жизни.



Пока временно – или он так думает – он работает водителем минивэна, перевозящего людей с особыми потребностями к местам их разнообразных дневных дислокаций – в специальные дома, на посильную работу, ещё куда-нибудь. Помимо этого, у его русского дедушки, не слишком, понятно, к американской жизни адаптированного и явно проигрывающего все поединки с наступающими силами деменции, умирает подружка – американцы в фильме потом называют её гёрлфренд – и целая делегация русскоязычных стариков и старушек желает её похоронить. Каким-то образом они уговаривают доброго, в общем-то, Вика взять их на борт и отвезти на кладбище - во время его рабочего дня. Наконец, вместе с ними со всеми в минивэн залезает самый, пожалуй, колоритный персонаж фильма – непонятный хрен с горы Дима. Он, конечно, представляется племянником покойницы, но верить ему отказываешься сразу и бесповоротно. Притом никакого особенного мошенства Дима – во всяком случае, в рамках фильма – не проворачивает, разве что натыривает законно ему, по его же собственному мнению, принадлежащие оставшиеся от покойницы какие-то доллары, но натыривает так, вяло, без особенной финансовой заинтересованности, в какой-то момент он даже широким жестом разбрасывает эти деньги по салону всё того же микроавтобуса, в котором происходит значительная часть действия фильма. Загадошная русская душа, чо.


И в общем большую часть фильма вся эта весёлая пиздобратия (я честно пытался найти цензурный синоним к этому слову, но все они были семантически гораздо менее точны) разъезжает на минивэне по своим немногочисленным делам. Русские поют, инвалиды возмущаются, Дима вспыхивает страстями примерно к каждой второй встречаемой на пути мало-мальски фертильной женщине. Дело усугубляется ещё и тем, что для того, чтобы одна партия людей вылезла из микроавтобуса, вылезти должны и все остальные – так что похороны подруги они посещают все вместе, дом, где для людей с особыми потребностями проводится конкурс талантов, тоже, не говоря уже про поминки, после которых, правда, выживают только Вик, Дима и ещё парочка самых крепких.

Всё это в какой-то момент начинает напоминать фильмы Кустурицы его лучшего периода, когда все куда-то бегут, о чём-то суетятся, чего-то носят не то стреляют, а в промежутках весело поют под балканские балалайки – или что у них там. Здесь всё то же самое, но в чуть меньшем темпе, так как большей части компании уже далеко под, а то и за восемьдесят, но зато градус безумия иной раз покруче, чем у разных там сербов. Особенно, конечно, доставляет Дима, символом большой и чистой любви которого к жизни и другим женщинам примерно с середины фильма становится закатанная банка квашеной капусты, которую он всё никак не может открыть. В общем, весёлая и почти совсем не грустная история про маргиналов, которые самим временем и разными не зависящими от них обстоятельствами оказались вытесненными за колею, но не то чтобы там не сдаются и продолжают бороться, а просто этого не замечают.

И это, пожалуй, правильно. Гораздо важнее решить, какую песню спеть на Лилиных похоронах.        


Комментариев нет:

Отправить комментарий