среда, 22 августа 2018 г.

Спайк Ли и эквилибристика политкорректности


Спайк Ли и эквилибристика политкорректности
(«Черный клановец», реж. Спайк Ли, США, 135 мин.)
Я не помню, кто и когда из моих знакомых сказал  одну броскую фразу, которая как-то надолго въелась мне в память. По всей видимости, это был кто-то из моих знакомых-евреев. По всей видимости, темой разговора как раз была политкорректность, пределы, за которые юмор не может распространяться, запретные темы в разговорах и так далее. Этот знакомый – или знакомая – сказал/а фразу, которая тогда показалась мне нечеловечески глубокой и справедливой. «Анекдоты про евреев имеют право рассказывать только евреи». Очень долгое время я пребывал в убеждении, что фраза эта неоспорима и истинна. Сейчас эта моя убеждённость несколько поколеблена, и вот на примере последнего (и не только) фильма Спайка Ли я попробую пояснить, почему.
Многие фильмы Спайка Ли – про расизм. Эту проблему, несомненно, существующую и по сей день – и не только в США, как мы видим по бытовым проявлениям расовой нетерпимости в этом же фейсбуке сплошь и рядом среди наших милых и прекрасных сограждан – он рассматривает с разных точек зрения, поворачивает и так, и этак. То он снимет байопик про Малколма Икс, то любовную мелодраму о трудностях межрасовых отношений, то вовсе мюзикл о жизни афроамериканской общины. «Чёрный клановец» - комедия. Что самое поразительное, основанная на реальной истории. О том, как в 1970х годах чёрный полицейский Рон Сталлворт (Джон Дэвид Вашингтон) совместно со своим коллегой-евреем Флипом Циммерманом (мой со времени «Патерсона» новый любимый актёр Адам Драйвер) внедряются в местную ячейку Ку-Клукс-Клана и фактически уничтожают её, несмотря на всё противодействие окружающих, общественных стереотипов и даже отдельных коллег. 



Фильм местами очень смешной, особенно нелепыми, конечно, выставлены ку-клукс-клановцы со своим первобытными, атавистическими ритуалами и представлениями, которые, тем не менее, как мы видим по одной местной партии, вполне себе до сих пор жизнеспособны. Как определить, например, еврей человек или нет, если прямо остро необходимо это определить? Конечно, наставить на него пистолет и велеть снимать штаны, а как ещё. Сама концепция чёрного человека, имевшего выписанный на его собственное имя членский билет Ку-Клукс-Клана, достаточно фантасмагорична, хотя факт тоже взят из реальной жизни. Но в этой смешной форме, а особенно в несмешной концовке, режиссёр хочет донести до нас достаточно базовые вещи.
Мораль, которую хочет преподнести зрителям Спайк Ли, показалась мне какой-то киплинговской, что ли. Запад есть запад, восток есть восток. Два мира, два Шапиро. Белые и чёрные всегда будут отделены друг от друга, какие бы близкие личные отношения ни связывали отдельных представителей этих двух рас. Поделать ничего нельзя, кроме бесконечной борьбы против расизма.
Всё это, несомненно, правильно, всё это, без всяких базаров, так и есть. Но вот до тех пор, пока анекдоты про евреев могут рассказывать только евреи, о феминизме могут говорить только женщины, а шутить про расизм как бы дозволено только чёрным, мне кажется, всё это будет продолжаться. Я бы рассматривал вопрос немного ширше, как говорится. Например, ввёл бы нулевую толерантность в обществе к неадекватности. Тогда бы вопросы расизма, сексизма и прочей ксенофобии решились бы сами собой. А с другой стороны, кто и как её будет оценивать, эту адекватность? Это новый элитаризм какой-то получится.Неадекватные обидятся, будут бороться за свои права, победят и тогда ужас что начнётся.  Сложно всё это, мои возлюбленные чёрные братья, ох сложно. Давайте лучше кино смотреть.    





Комментариев нет:

Отправить комментарий