суббота, 6 мая 2017 г.

«Мы вместе ждали смерти или сна»

«Мы вместе ждали смерти или сна»
(«Ноктурама», реж. Бертран Бонелло, Франция, 130 мин.)
Несмотря на все сдвиги и пертурбации мировой истории с географией, несмотря на весь хаос, что захватывает даже самые цельные, как ещё недавно казалось, умы, несмотря на всё моё удивление этому факту, Париж и Франция вообще, кажется, продолжают оставаться одним из самых главных интеллектуальных центров европейской мысли. В особенности если говорить о молодёжи, о бунтующем сегменте истеблишмента, о тех, кто всегда шёл в авангарде борьбы с буржуазностью (пусть даже потом, с возрастом и получением чуть большей образованности, самым естественным образом в эту буржуазность вливаясь, но сейчас не об этом) и затхлостью старого мира. В следующем году исполнится уже 50 лет со знаковых для всей европейской культуры парижских событий 1968 года, и фильм режиссёра Бертрана Бонелло показывает, что пятьдесят лет с исторической точки зрения – ничто, тлен, пустяки, плюнуть и растереть. Ниспровергателей основ всегда хватает. И всегда будет хватать горячих пассионариев, готовых ради своих (а чаще чужих) идей пойти на преступление, на акт террора, на, как это называют герои фильма, «экзамен». Может быть, даже, тем и важнее, что они, эта семёрка из «Ноктурамы», так и не могут на протяжении всего фильма внятно разъяснить, за что или против чего направлена их акция. Не в этом дело. Дело, в том числе, как мне кажется, и в их возрасте. Который с каждым новым поколением становится всё меньше.




Но фильм, полагаю я, всё-таки не только о политическом терроризме и акционизме. И в этом его, пожалуй, главная сила. Фильм «Ноктурама» - один из лучших фильмов о смерти, которые я видел. Именно этим он потрясает, именно во второй его половине совсем перестаёшь отрываться от происходящего и – всё уже поняв относительно сюжетных линий – делаешь внутри себя ставки на предмет того, кто умрёт последним. Потому что то, что умрут они все, становится ясно достаточно быстро, чуть ли не с самого начала фильма. В этом смысле Бертран Бонелло достаточно бесхитростен. Его хитрость, мастерство и умение - в другом. Вот в этих повторах, например, когда начало одной и той же музыкальной композиции, прерываемое криком «Полиция! Бросьте оружие!» и первым выстрелом, мы просматриваем  ипрослушиваем раз пять, глазами и ушами разных героев, для которых эти звуки - предпоследнее (перед выстрелом), что они слышат. Вообще, конечно, длинная финальная сцена фильма – его самое сильное место. Как мне показалось, всё остальное являлось лишь подготовкой для этого мощнейшего высказывания. Притом, что не меньшей по силе является и банальность его содержания. Но кто сказал, что мощная мысль непременно должна быть оригинальной? Возможно, именно тривиальность в миллиардный раз повторённого утверждения как раз и поднимает его над уровнем обычных ментальных конструкций.
А потом ты думаешь, что не только зритель, но и сами дети изначально всё знали. Знали, что никто из них не выживет и знали, что эти двенадцать – или сколько там – часов в пустом торговом центре – это всё, что у них осталось. Хотя нет. Сила второй половины фильма как раз в том, что они об этом не думают. Это ты, зритель, всё это видишь, знаешь и понимаешь, и от этого создаётся в глазах смотрящего определённый эффект, не красота, в данном случае, что-то в разы посильнее.
Умирают они некрасиво, что тоже важно. Некрасиво и мгновенно, без пафосных моментов, прощальных поцелуев и закрывания друг другу глаз, как это обычно бывает в кино. Я бы сказал, что умирают они как раз, как в жизни, но я ни разу в жизни не видел, как застреливают человека. Думаю, тем не менее, что всё это примерно так и выглядит. Очень буднично, просто и как-то технически. Данью кино – только играющая на весь торговый центр музычка. И ещё очень хорошо, что Бонелло не приберёг никаких кадров на потом, там можно было бы показать, как выносят трупы, как стрекочут камеры и бегут по набережной Сены сексапильные репортёрши с развевающимися на ветру причёсками, как плачут родители убитых, много чего ещё.

Потому что потом ничего не будет. Привет.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий