Фотодело и вязание на спицах
(«Путешествие с мамой»/”Á
Ferð með Mömmu“, реж. Хильмар Оддссон, Исландия, 112 мин.)
П.
И. Филимонов
Наверное, роуд-муви – один из самых удачных киножанров. В сцены перемещения
людей по местности с разными целями можно впихнуть примерно совсем всё,
завернуть их в любую возможную обёртку и продать под любым из допустимых в
вашем фаст-фуде соусов. Правда, бывает и так, что неопытные режиссёры как раз и
ведутся на эту кажущуюся простоту исполнения, на чём и катастрофически
погорают.
Для успешного роуд-муви у пускающихся в путь героев должна быть цель.
Желательно, несбыточная. Показать умирающему другу океан. Или увидеть
какое-нибудь особенное дерево, растущее в единственном экземпляре у далёкого
ручья в одной далёкой-далёкой галактике. Или вот, как у Оддссона, отвезти
мёртвую маму в место её мечты. Да, у одинокого фриковатого исландца Йона умирает
мама, и он решает отвезти её в место, о котором она талдычила ему всё последнее
время перед смертью. То ли она там однажды отдыхала, и ей было там как-то
особенно хорошо, то ли она собиралась поехать туда отдыхать, да так и не
собралась. В любом случае, Йон правильно рассудил, что смерть человека не
должна становиться препятствием к исполнению его желаний.
Беда в том, что даже после смерти мама Йона не прекратила вредничать. При
жизни она, как это водится за иными киношными мамами, немножко поработила сына
и лишила его всяческих вариантов личной жизни. После смерти она тоже не
оставляет его в покое, указывает, куда ехать, хотя сын вроде бы более-менее
ориентируется по указателям, и продолжает пилить.
Разумеется, на своём пути Йон попадает в самые различные приключения, и
пусть порой их масштаб сопоставим с масштабом страны, менее драматическими они
от этого не становятся. Аннотация позиционирует «Путешествие с мамой» как
комедию. Это, конечно, не совсем так, но элементы комедии абсурда в ней точно
присутствуют. Как почти в любом роуд-муви, Йон преодолевает самые разные
препятствия, но добирается-таки до точки назначения. И это в данном случае
никакой не спойлер, потому что на этом типичная часть роуд-муви заканчивается,
«Путешествие с мамой» немножко на наших глазах перекувыркивается через голову и
обретает прекрасную развязку, выбивающуюся за рамки канона.
Потому что, конечно, как и все роуд-муви, или фильмы, таковыми
притворяющиеся, «Путешествие с мамой», на самом деле, рассказывает нам о
поисках себя, об обретении гармонии через попытки воскресить прошлое и
постепенном осознавании невозможности этого воскрешения. Потому что Йон, на
протяжении почти всего фильма пытавшийся от мамы убежать – даром, что нарядная
по случаю собственной смерти старушка восседала на заднем сиденье его машины –
а в конце совершил разворот на сто восемьдесят градусов и именно к маме-то и вернулся. Потому что
человек – существо сложноустроенное и не всегда объяснимое. Потому что потому.
Помимо всего прочего, как любое хорошее роуд-муви, «Путешествие с мамой»
прекрасно смотрится, почти весь актёрский состав прекрасен, и чем меньшую роль
человек исполняет, тем больше, как кажется, он в неё вкладывается.
В общем, в этом году у Пёффа очень достойный победитель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий