понедельник, 18 апреля 2022 г.

Шерлок и Любекское право

 

Шерлок и Любекское право

(«Аптекарь Мельхиор»,  реж. Эльмо Нюганен, Эстония, 100 мин.)

П.И.Филимонов

Вот и у нас появился свой национальный детектив. Детектив не в смысле жанра, а в смысле человека. На данный момент Индрек Харгла написал семь романов про аптекаря Мельхиора и несколько рассказов, так что, учитывая неспешность работы нашего кинопроизводства, материала хватит на годы.



Первый фильм получился немножко комом, всё-таки. При том, что к его производству, несомненно, были привлечены лучшие отечественные силы, снял фильм сам Эльмо Нюганен, но, может быть, дело в том, что режиссёр театральный и режиссёр кино – это слегка разные вещи, а может быть, дело в том, что Нюганену не хватило опыта для съёмок чисто жанрового фильма (а кому бы в нынешней Эстонии хватило? Пожалуй, что и нет таких).

Собственно, в «Аптекаре Мельхиоре» все каноны более-менее соблюдены. Довольно точный, кажется, исторический фон (ну настолько, насколько это можно понять обывательским взглядом), криптологическая загадка, связанная, собственно со всеми преступлениями в фильме, загадочная красивая девушка и любовная история, в меру контекстного юмора (а большинстве детективов помощник главного расследователя по традиции выглядит достаточно комично), а вот что-то всё равно не работает.

Пожалуй, главной проблемой фильма является как раз его детективная составляющая. Не знаю, дело тут в первоисточнике  (не читал, уж не знаю, к сожалению или к счастью), или это так получилось, то есть, не получилось у Нюганена. На мой взгляд, главный рецепт хорошего детектива состоит в том, что преступление должно казаться максимально чудовищным либо максимально нелепым, круг подозреваемых должен быть достаточно ограничен, чтобы зритель имел возможность думать и выстраивать собственные логические цепочки на предмет определения убийцы (и в хорошем детективе эти цепочки будут неправильными, если зритель в состоянии разгадать, кто убийца, до официальной развязки – то это, увы, не очень хороший детектив), а решение предложенной в начале загадки должно быть простым и изящным.

В «Аптекаре Мельхиоре» соблюдено только первое условие. Убийство, с которого вся история начинается – действительно страшное, не очень объяснимое и необычное. А дальше крепкой конструкции не получается. Круг подозреваемых размыт – ими могут становиться вообще все персонажи, встречающиеся Мельхиору по ходу повествования. Никаких логических цепочек зрителю выстраивать не приходится – с какого-то момента ты просто понимаешь, кто убийца, потому что тупо нет никаких других вариантов. Наконец, для того, чтобы прийти к финальной развязке, авторы вынуждены соорудить не слишком уклюжую подпорочную конструкцию, единственным изящным моментом в которой остаётся только то, что «таллиннский узник» не обязательно должен являться человеком (извините за спойлер, если вдруг).

Но это если придираться. В конце концов, в стране действительно нет опыта съёмок нормального захватывающего детектива (я вот правда не помню ни одного), и будем надеяться, что всё придёт со временем. В конце концов, некоторые франшизы обрели жизнь и задышали не сразу, не с первого фильма, а раскрылись значительно позже, декантировавшись в первых нескольких частях. Остаётся только верить в то, что «Мельхиор» станет франшизой, а не остановится на одном, симпатичном, но скучноватом, в целом, фильме.



Комментариев нет:

Отправить комментарий