Шерлок и Любекское право
(«Аптекарь Мельхиор», реж. Эльмо Нюганен, Эстония, 100 мин.)
П.И.Филимонов
Вот и у нас появился свой национальный детектив. Детектив не в смысле
жанра, а в смысле человека. На данный момент Индрек Харгла написал семь романов
про аптекаря Мельхиора и несколько рассказов, так что, учитывая неспешность
работы нашего кинопроизводства, материала хватит на годы.
Первый фильм получился немножко комом, всё-таки. При том, что к его
производству, несомненно, были привлечены лучшие отечественные силы, снял фильм
сам Эльмо Нюганен, но, может быть, дело в том, что режиссёр театральный и
режиссёр кино – это слегка разные вещи, а может быть, дело в том, что Нюганену
не хватило опыта для съёмок чисто жанрового фильма (а кому бы в нынешней
Эстонии хватило? Пожалуй, что и нет таких).
Собственно, в «Аптекаре Мельхиоре» все каноны более-менее соблюдены. Довольно
точный, кажется, исторический фон (ну настолько, насколько это можно понять
обывательским взглядом), криптологическая загадка, связанная, собственно со
всеми преступлениями в фильме, загадочная красивая девушка и любовная история, в
меру контекстного юмора (а большинстве детективов помощник главного
расследователя по традиции выглядит достаточно комично), а вот что-то всё равно
не работает.
Пожалуй, главной проблемой фильма является как раз его детективная составляющая.
Не знаю, дело тут в первоисточнике (не
читал, уж не знаю, к сожалению или к счастью), или это так получилось, то есть,
не получилось у Нюганена. На мой взгляд, главный рецепт хорошего детектива состоит
в том, что преступление должно казаться максимально чудовищным либо максимально
нелепым, круг подозреваемых должен быть достаточно ограничен, чтобы зритель
имел возможность думать и выстраивать собственные логические цепочки на предмет
определения убийцы (и в хорошем детективе эти цепочки будут неправильными, если
зритель в состоянии разгадать, кто убийца, до официальной развязки – то это,
увы, не очень хороший детектив), а решение предложенной в начале загадки должно
быть простым и изящным.
В «Аптекаре Мельхиоре» соблюдено только первое условие. Убийство, с
которого вся история начинается – действительно страшное, не очень объяснимое и
необычное. А дальше крепкой конструкции не получается. Круг подозреваемых
размыт – ими могут становиться вообще все персонажи, встречающиеся Мельхиору по
ходу повествования. Никаких логических цепочек зрителю выстраивать не
приходится – с какого-то момента ты просто понимаешь, кто убийца, потому что
тупо нет никаких других вариантов. Наконец, для того, чтобы прийти к финальной
развязке, авторы вынуждены соорудить не слишком уклюжую подпорочную
конструкцию, единственным изящным моментом в которой остаётся только то, что «таллиннский
узник» не обязательно должен являться человеком (извините за спойлер, если вдруг).
Но это если придираться. В конце концов, в стране действительно нет опыта
съёмок нормального захватывающего детектива (я вот правда не помню ни одного),
и будем надеяться, что всё придёт со временем. В конце концов, некоторые франшизы обрели жизнь и задышали не сразу, не с первого фильма, а раскрылись
значительно позже, декантировавшись в первых нескольких частях. Остаётся только
верить в то, что «Мельхиор» станет франшизой, а не остановится на одном, симпатичном, но скучноватом, в целом, фильме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий