суббота, 30 апреля 2022 г.

Откуда взялись броненосцы

 

Откуда взялись броненосцы

(«Башня наоборот»/ „Tagurpidi torn“, реж. Яак Кильми, Эстония, 101 мин.)

П.И.Филимонов

Конечно, фильм Яака Кильми не имеет ничего общего с рассказом Киплинга, и всё же - некая связь между ними есть. Если у Киплинга мы видим, как, побуждаемые лучшими дружескими чувствами ёж и черепаха изворачиваются изо всех сил в прямом и переносном смысле, чтобы запутать общего врага, вследствие чего и получает своё происхождение новый вид животного, то в новом фильме Кильми мы видим, откуда берёмся мы.



Мы, в данном случае – это взрослые, которые творят всё то безумие, которое мы можем вот хоть сейчас наблюдать вокруг. И не только в смысле войны. Ненависть, беспричинная жестокость, желание обидеть человека, а то и помучить физически только за то, что он не такой, как ты. Всё это, пусть и заложено в нас природой (вся история человечества, к сожалению, не даёт никакого повода заподозрить обратное), могло же бы и не проявляться, могло же бы и уйти в режим «стенд-бай», из которого не возвращаются.

Но нет. Ещё в детстве нашими любимыми играми бывают игры, построенные по принципу «свой-чужой», и это работает как плохой голливудский фильм десяти-двадцатилетней давности (потому что сейчас производители всё-таки как-то спохватились и поменяли эту парадигму), либо как нынешняя российская пропаганда. Свой – так он свой, даже если он, простите, использует гусей в половом смысле, а чужой – он совсем чужой, чужой до степени дегуманизации, расчеловечивания – оно и понятно для чего – чтобы легче было физически уничтожать, в случае чего.

Ситуация в «Башне наоборот» показана вроде бы довольно невероятная, но в процессе фильма вполне допускаешь, что такое могло произойти. Группа детей в провинциальном эстонском городке (он не называется, так что можно только гадать о прототипах) играет в свои обыкновенные детские игры, пока не вступает в конфронтацию с одиноким и пьющим сторожем, не пускающим их на территорию заброшенного завода.

Понятно, что дети моментально из самых достоверных источников узнают, что сторож – невероятный извращенец, разводил боевых голубей и планировал биологическое оружие, убивающее всех финно-угров, и ненависть их разгорается самыми пышными цветами. Поэтому когда сторож случайно падает в яму (ту самую «башню наоборот», из которой до этого, в играх, дети освобождали прекрасную Рапунцель), они не спешат не то, что помогать ему выбраться, а даже сообщать об этом происшествии кому бы то ни было.

В этом своём фильме, в отличие, например от предыдущего благостного «Рождества в джунглях», Кильми к детям безжалостен и, конечно, более реалистичен. Никакие они, если вы вдруг не знали, не цветы жизни, во всяком случае, с определённого возраста. Да, наверное, многое зависит от семьи и воспитания. Да, наверное, в силах взрослых придержать то естественно-звериное, или, не будем обижать животных, естественно-человеческое, что начинает из них вылезать, ведь вот главный герой фильма же в конечном итоге с этой задачей справляется. Так у него и мама самая симпатичная из остальных родителей (не в смысле физической красоты), и вообще, хоть и есть сложности в семье, люди все приличные, и в нужный момент способные найти нужные слова.

Так что да, болезнь эту можно только лишь купировать, но окончательному излечению, она, видимо, не поддаётся. Ну, в целом, мы это и раньше знали. Всегда неприятно, когда тебя лишний раз тыкают носом. Но полезно.    



Комментариев нет:

Отправить комментарий