суббота, 22 февраля 2020 г.

В 1916 году с улиц Петрограда исчезли красивые люди


В 1916 году с улиц Петрограда исчезли красивые люди
(«Золотая перчатка», реж. Фатих Акин, Германия, 115 мин.)

П.И.Филимонов

Не в 1916 году, и не Петрограда, но общее впечатление от нового фильма Фатиха Акина запросто можно описать этими строчками классика.

«Золотая перчатка» - экранизация романа Хайнца Штрунка, который, в свою очередь, основан на реальных событиях. Это история реально существовавшего гамбургского серийного убийцы Фрица Хонки. Для серийного убийцы, Хонка, казалось бы, жидковат – всего четыре доказанные жертвы. Но он брал другим. Все свои жертвы Хонка неизменно расчленял одной и той же ручной пилой. И, если в случае с первой жертвой, ещё позаботился и вынес части тела на какой-то пустырь, где их и нашли, то потом уже не заморачивался. Расчленённые тела остальных жертв он прятал дома, в тайнике за стеной. Зловоние смущало соседей и редких гостей Хонки, но не его самого. Да даже и те, кого оно смущало, просто морщили нос и выговаривали самому Хонке за вонь в его квартире, но ничего другого не предпринимали. В фильме есть примечательный момент на эту тему. Когда семья греков, живущая этажом ниже Хонки, садится за семейный ужин, в тарелку дочери семейства с потолка начинают просачиваться трупные черви. И ты такой вздыхаешь и думаешь, что тут-то Хонке и конец. Но в следующей сцене ты узнаёшь, что останки тел в квартире Хонки обнаружили случайно, благодаря произошедшему в этом доме пожару. То есть, понимаете, что получается – даже трупные черви, валящиеся с потолка в тарелку с супом, не вызывают у соседей желания как-то наконец озаботиться тем, что происходит этажом выше.



И главное. Этот фильм – паноптикум уродцев. В прямом физическом смысле. В фильме есть одна очень красивая второстепенная героиня – школьница, несбыточная мечта Хонки, на которую он безнадёжно западает, но, к счастью, до которой не успевает добраться. Есть несколько, скажем, нормальных героев – те же самые греки или коллега Хонки по работе. И всё. Все остальные персонажи, такое впечатление, вылезли из стоящих в питерской кунсткамере колб и вписались в фильм Фатиха Акина. Реальный Хонка, конечно, тоже не был Аполлоном Бельведерским, но подобранный на эту роль актёр Йонас Дасслер – сам по себе, вроде бы, достаточно милый молодой человек – загримирован так, что вызывает, знаете, такое завораживающее отвращение. Когда и противно тебе смотреть на эту образину, и в то же время глаз отвести от неё не можешь.

Более того, Хонка убивал и расчленял своих женщин исключительно в состоянии сильного алкогольного опьянения, а оно, как правило, большинство из нас не красит. Уродливого Хонку оно делает ещё уродливее. Все его жертвы – опустившиеся пожилые дамы, действующие или вышедшие в тираж проститутки, и эстетическое удовольствие от их появления в кадре способны испытывать тоже только очень утончённые любители. Друзья и собутыльники Хонки по кабаку «Золотая перчатка», который является точкой пересечения и отправным пунктом всех событий фильма – опять-таки все как один, мягко говоря, не участники конкурса красоты. Кажется, это задумано Акином специально, и, кажется, это должно что-то значить. Не уверен, что я это значение считал, но впечатление от этого остаётся тягостное, то есть, наверное, такое, какое и должно быть от фильма о настоящем маньяке.

Может быть, именно это и было интенцией Акина. Показать маньяка не романтической интересной личностью, как вот недавний Тед Банди в американском фильме, а такого, какими они, вероятно, тоже бывают на самом деле. Отвратительным, жалким, мерзким.

Это тошнотворный фильм. И именно поэтому его стоит смотреть.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий