вторник, 24 октября 2017 г.

Разные виды искусства

Разные виды искусства («Манифесто», реж. Юлиан Розефельдт, Германия-Австралия, 95 мин.)

П.И.Филимонов

Давайте поговорим об изобразительном искусстве. Я потом вам объясню, с чего вдруг. Вот смотрите. Вы, как нормальный интеллигентный читатель «Киноптикума», наверняка периодически ходите по музеям. Ну, таким, традиционным музеям с картинами. А что вас в них привлекает? «Мишки в сосновом бору»? «Девятый вал»? «Над вечным покоем»? «Явление Христа народу»?  Вы предпочитаете понятное, линейное сюжетное искусство? Или, быть может, вы считаете себя тонко чувствующей душой и не можете жить без импрессионизма? «Голубые танцовщицы», «Бал в мулен де ла Галетт», «Завтрак на траве» - вот что вас восторгает? Или вы пошли ещё дальше, любите Эшера, Мунка, Магритта и какие-нибудь «Руки противятся ему» - и считаете, что искусство должно вызывать неоднозначные эмоции и провоцировать на подумать и оценить тонкость и изящество замысла? А как вы относитесь к Малевичу? К Мондриану? К Кандинскому и Джексону Поллоку? К разбрызгиванию краски по холсту самыми разными частями человеческого тела? К прибитой мошонке Петра Павленского? К «Физической невозможности смерти в сознании живущего»? К перформансам Марины Абрамович? К «Фонтану» Марселя Дюшана?


Если всё перечисленное в последней части нашего нейм-дроппингового пассажа для вас too much, то фильм Юлиана Розефельдта «Манифесто» - точно не для вас. Он в некоторой степени вообще ни для кого. Он в самой маленькой степени – для студентов Художественной академии, изучающих историю современного изобразительного искусства. Его, до некоторой степени, надо показывать в одном сеансе с уже рецензировавшимся нами шведским «Квадратом». Если бы меня до просмотра спросили, как я себе представляю художественный фильм, снятый видео-артистом, я затруднился бы с ответом. Теперь я примерно представляю.
«Манифесто» представляет из себя тринадцать монологов об искусстве авторства самых разных его представителей от Малевича до Джармуша и от Кандинского до Годара в исполнении блистательной Кейт Бланшетт в разных образах и ипостасях. Собственно, это такой фильм, который легко можно пересказывать, он ничего от этого не потеряет и не приобретёт. Итак, Кейт Бланшетт в самых разных видах – бомжа, умотанной работницы какой-то атомной станции, сексуальной учительницы младших классов, татуированной панк-певицы, набожной домохозяйки и так далее и тому подобное – читает тринадцать монологов, сочинённых об искусстве, любви, человеческих взаимоотношениях и прочих животрепещущих вопросах тринадцатью разными художниками. Широко понимаемыми, то есть, не только живописцами в прямом смысле слова. Всё. Больше в фильме не происходит ничего. Никакого действия, никакого развития сюжета или там вам характеров. Никакой морали, никаких выводов. Это, по сути, всё-таки гигантская видеоинсталляция, притворяющаяся художественным фильмом. Вещь в себе, не нуждающаяся в зрителях в принципе. Её легко представить себе в любом музее современного искусства, крутящейся по кругу в любом из залов видео-арта. В кино она, конечно, тоже играет, но ей-богу, некая цикличность пропадает. А фильм «Манифесто», как мне представляется, открылся бы с новой стороны, если бы повторился по кругу раз десять, а то и больше. Наши прокатчики, уж не знаю, к счастью или к сожалению, нас от этого оградили. А было бы интересно посмотреть.

Но и так фильм стоит того, чтобы потратить на него полтора часа своей жизни. И этот тот самый случай, когда не ему это нужно, он – вещь в себе и прекрасно обойдётся и без ваших просмотров. Это скорее нужно вам. Хотя бы для того, чтобы лишний раз убедиться в том, что мир гораздо более многомернее, чем нам казалось до этого. Чтобы увидеть, что и так тоже – можно. Тем более, что зрелище, в целом, не тяжёлое, а местами очень даже ироничное и самоироничное. При условии, что вы любите «Фонтан», «Анатомию ангела», обёрнутый Рейхстаг Христо и тому подобные вещи. Всё-таки не мошонку Павленского, нет. Там слишком всё серьёзно, слишком пафосно. Розефельдт и Бланшетт – проще и смешнее.        


Комментариев нет:

Отправить комментарий