вторник, 30 января 2024 г.

Дарвинизм наоборот

 

Дарвинизм наоборот («Царство зверей»/“La rèigne animal“, реж. Тома Кейи, Франция-Бельгия, 128 мин.)

П.И.Филимонов

По сути, это то же кино про зомби-апокалипсис, только в профиль, отчего и смотреть его интереснее обычного. Хотя посыл и мораль понятны примерно с первого кадра. Ну ладно, я утрирую, не с первого, но примерно в тот самый момент, когда вырисовывается сюжет, уже понимаешь, что хотел сказать автор. И это, конечно, главный недостаток этого кино. И вот что перевешивает – оригинальность истории или предсказуемость морали (да и  вообще её наличие) – сказать крайне сложно.



Замут там такой, что человечество сталкивается с новой неизлечимой пандемией. Анамнез состоит в том, что человек ни с чего начинает превращаться в животное, мутировать. Кто в кого, непонятно, от чего это может зависеть, и как определить. Например, мама главного героя, подростка Эмиля, мутировала во что-то вроде медведя. Его друг Фикс стал птицей в человеческий рост. Встречаются ящерицы, осьминоги, олени и даже гигантские насекомые. Сам Эмиль в какой-то момент начинает превращаться в волка. Превращения эти не то, чтобы стремительные, занимают какое-то время, и пока всё это длится, какое-то время болезнь (если это можно так назвать, что, конечно, сомнительно) можно скрывать и вести относительно привычный образ жизни. С той разницей, что существование твоё переходит на качественно новый уровень – ты становишься быстрее, выше, сильнее, слышишь за километры и ощущаешь запах, как тысяча собак. От чего, понятное дело, прибавляется уверенности в собственных силах и – как следствие – харизмы.

Проблема только в том, что на этом мутация не останавливается. С течением времени новые люди утрачивают способность говорить, передвигаться на двух ногах, их отлавливают и помещают в психиатрические лечебницы – а куда ещё – где, естественно, прибегают к самым разным способам карательного воздействия – в основном, в виде бесконечных транквилизаторов.

По прозрачным намёкам режиссёра, мы имеем дело не с деградацией до звериного уровня, а, наоборот, с поднятием человека к новым высотам. Это, действительно, новые люди, новый виток природы, как бы говорящей нам, что сорян, чуваки, с человечеством чо-то как-то не очень получилось, попробуем теперь вот так. И, конечно, их будут преследовать, как наше косное человечество всегда преследует что-то новое и непонятное, что-то такое, что вытягивает его из зоны комфорта и противоречит устоявшимся нормам.

В общем, это и возвращение к истокам, и выход на новый виток одновременно. Кейи, конечно, не подписывает человечеству смертного приговора, но крайне скептически относится к его перспективам в том, виде, в котором оно находится сейчас. Что, прямо скажем, совсем не удивительно. Но он, с природным галльским оптимизмом, в отличие от многих других авторов, даёт нам шанс – хоть в таком виде. Вопрос у меня, собственно, возникает примерно один. Мы видим ситуацию, когда мама стала медведицей, а сын её – волком. И легко можно представить ситуацию, когда, допустим, муж станет панголином, а жена его, ну я не знаю, медоедкой. И как им тогда поддерживать семью? Как преумножать поголовье? Этого режиссёр как-то не продумал. В остальном фильм смотрится легко, история – как и любые вариации зомби-апокалипсиса с любыми знаками – довольно динамична, плюс в конце нет обычной для фильмов подобных жанров безысходности.

Я бы лошадью стал, пожалуй. Они красивые. Только выбирать нам, согласно Кейи, не дано.



Комментариев нет:

Отправить комментарий