воскресенье, 28 января 2024 г.

Спасибо за попытку

 

Спасибо за попытку («Оставленные»/“The Holdovers“, реж. Александер Пейн, США, 133 мин.)

П.И.Филимонов

Я не думаю, что, когда Джон Хьюз снимал первого «Одного дома», или когда Ричард Кёртис снимал «Реальную любовь», они прямо ставили себе задачу снять кино, которое миллионы людей во всём мире будут пересматривать каждое Рождество. Если режиссёр ставит перед собой какую-то подобную задачу – а сниму-ка я сейчас рождественскую классику – думаю, ничего у него не получится, кино будет пересахаренным, и на следующий год никто о нём уже и не вспомнит.


Не думаю, что и Александер Пейн, берясь за «Оставленных», так думал. Ну, очень на это надеюсь. Надеюсь, что это исключительно критики вцепились в этот фильм под этим углом, и всё не могут отойти от него на достаточное расстояние, потому что иначе же вырвут из пасти другие такие же, а может, и ещё более голодные критики. Точно так же я не думаю, что «Оставленные» войдут в этот ряд, в ряд фильмов, пересматриваемых каждое Рождество. Хотя и не буду против, если оно вдруг так случится. Как говорится, спасибо за попытку.

Я не думаю так потому, что это не совсем рождественское кино. Да, действие «Оставленных» происходит действительно на Рождество и да, многие вещи в этом фильме завязаны на праздничность сеттинга, но это в самой меньшей степени рождественская сказка. Хотя бы потому, что никакого хэппи-энда режиссёр нам не приготовил. Ну и фильм недостаточно для рождественской истории смешной, хотя и заявлен как комедия.

Вобщем, в одной американской школе-интернате так и оставшейся непонятной престижности (кажется, всё-таки, что не слишком, достаточно много косвенных улик говорят нам об этом) есть довольно грустная традиция. Каждое Рождество в школе остаётся несколько детей, которых родители либо не хотят, либо не могут на эти праздники забрать. И Рождество с ними проводит, так сказать, дежурный учитель в порядке ротации. Только никакой ротации в этот год не происходит, потому что сидеть с этими оставленными приходится просто самому одинокому и нелюбимому среди учителей, мистеру Ханему, преподавателю истории Древнено мира, нелепому человеку с достаточно унылой биографией. После всех перипетий на его попечение остаётся ровно один ученик – многократно выгнанный из многочисленных других школ Ангус Талли, чья мама занята охмурением богатого папозаменителя, и никак не может отвлекаться на сына. Компанию им в этом их безрадостном Рождестве составляет школьный повар Мэри, сын которой погиб на вьетнамской войне, в силу чего она совсем не имеет желания веселиться.

Ну и дальше более-менее понятно. Три очень разных человека (чуть позже четвёртым в этой компании становится ещё и школьный уборщик Дэнни) проходят через серию не очень драматичных, но важных для них и сюжета рождественских приключений, и каждый из них – кроме, может быть, Дэнни, характер которого нам не сильно раскрывают – изменяется и чему-то учится. Прежде всего, учатся они как раз видеть другого человека рядом с собой, не бояться ему открыться, не бояться впустить его в свой внутренний мир и остаться таким образом уязвимым.

Известная, в общем, штука – Рождество открывает даже в самых злобных гринчах любовь и человечность. Чем этот фильм отличается от многих рождественских историй – так это отсутствием ярко выраженной романтической линии. Он, в общем, меньше про рождественские чудеса, а больше про людей. Потому что если бы эта история случилась в любые другие каникулы, думаю, она бы произошла примерно схожим образом.

«Оставленные» - маленький островок нормальности и человечности в воронкой закручивающемся вокруг нас этом всём. Может, стоит за него цепляться, вдруг вынесет. Не догоним, так согреемся. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий