пятница, 4 августа 2023 г.

Старики и дети

 Старики и дети («Ворчун в поисках Эскорта»/“Mielinsäpahoittaja Eskorttia estimässä“, реж. Мика Каурисмяки, Финляндия-Германия, 109 мин.)

П.И.Филимонов

У знаменитого режиссёра Аки Каурисмяки есть старший брат, чуть менее знаменитый, но тоже режиссёр Мика Каурисмяки. И Мика Каурисмяки знает, что самыми трогательными и сентиментальными фильмами являются фильмы про стариков и детей. Причём, пожалуй, про стариков даже больше, потому что в историю про стариков можно запихать, во-первых, историю (не подумайте ничего, я специально), в том смысле, что их прошлое, со сложным букетом взаимоотношений, разрывов и обид, а во-вторых, сам характер старика, скорее всего, будет вздорным, при этом его добросердечие просто окажется спрятанным и скрытым за коростой давних душевных ран, только для того, чтобы в нужный момент проявиться.



По этим лекалам Мика Каурисмяки и скроил фильм с тяжеловесным названием «Ворчун в поисках Эскорта». Тяжеловесность названия объясняется тем фактом, что мы имеем дело с третьим фильмом трилогии про этого персонажа, фамилия которого, кажется, за фильм так и не упоминается. Все части трилогии сняты разными финскими режиссёрами, все фильмы сняты по романам современного финского автора Туомаса Кюрё. На данный момент, согласно финской Википедии, этих романов аж десять штук, так что, вполне возможно, франшиза будет продолжен, кто знает, может и Микин младший брат поучаствует в её создании. Главного персонажа в первом фильме играл совсем другой актёр, харизматичный Хейкки Киннунен влился и вжился в образ только начиная со второго фильма.

«Эскорт» в данном случае – это не то, что вы подумали (хотя шутки на эту тему в фильме, разумеется, присутствуют), а автомобиль. Ворчун очень привязан к своему красному Форду "Эскорту" 1972 года, и, когда тот окончательно ломается, ни в какую не желает покупать новую машину, пока ещё один повторяющийся персонаж – эпизодический, но не менее колоритный приятель Ворчуна Колехмайнен не советует ему «купить новую старую». Волшебство Интернета помогает им узнать, что точно такая же, и даже без перламутровых пуговиц, продаётся в Германии, и Ворчун пускается в путь.

Ворчун, конечно же, суть нагромождение всех ныне существующих стереотипов о стариках. Он не доверяет «пластмассовым деньгам» и везёт с собою наличные, у него нет ни компьютера, ни мобильного телефона, он не говорит ни на каких языках, кроме финского (впрочем, я знаю и не старых ещё людей, претендующих называться «европейцами», но страдающими тем же лингвистическим заболеванием, что и Ворчун), и он, конечно, ворчит. В начале фильма он отрекается от своих сыновей, до начала фильма он отрёкся от своего брата, который когда-то сбежал из дома как раз в Германию, так что теперь судьба просто неизбежно их сводит. Но все эти отречения, понятное дело, не всерьёз.

Классический нестареющий вариант комического и одновременно лирического роуд-трипа двух стариков, в процессе снова узнающих друг друга. Братья ссорятся, ругаются, потом снова сближаются, помогают друг другу преодолеть отчуждение со своими соответствующими детьми, не забывая при этом о своей основной цели – доставить в Финляндию Форд «Эскорт» 1972 года. Ничего нового Мика Каурисмяки этим фильмом не говорит, да, мне кажется, и не входит это в его задачу. Это просто трогательная и местами смешная история, профессионально снятая и в сто тысячный раз провозглашающая важность простых ценностей: семья, любовь, взаимовыручка. Да, банально, но от этого не менее хорошо. А новое предоставим изобретать другим режиссёрам и в других фильмах



Комментариев нет:

Отправить комментарий