пятница, 12 января 2024 г.

Тед Лассо на минималках

 

Тед Лассо на минималках («Следующий гол – победный»/“Next Goal Wins“, реж. Тайка Вайтити, США, 104 мин.)

П.И.Филимонов

Тайка Вайтити снял свою спортивную комедию (в обоих смыслах этого слова, там есть и смешные моменты, но также и комедию в том смысле, что всё кончается хорошо) на неизбежном фоне сериала «Тед Лассо», в течение трёх сезонов эксплуатировавшего схожую тему. Тед Лассо в этом неравном поединке выигрывает нокаутом в первом раунде секунде на семнадцатой примерно, но только потому, что к его персонажам мы уже привыкли и только потому, что «Следующий гол – победный» кажется на фоне прекрасных Судейкиса и компании немного вторичным.



А между тем, это почти документальная история. Всё почти так и было. Американский футбольный тренер нидерландского происхождения Томан Ронген действительно в течение года тренировал самую на тот момент низко стоящую в рейтинге ФИФА сборную Американского Самоа. Они действительно до этого проиграли Австралии со счётом 0-31, а под его руководством одержали свою первую победу в официальных матчах. На воротах в том матче действительно стоял тот же чувак, что несколькими месяцами ранее пропустил этот 31 гол. И за сборную Американского Самоа действительно играл(а) трансгендерный футболист – там сложная история с местной культурой фаафафине – только гола не забивал(а). Хотя, если бы забил(а), драматургически было бы ещё красивее, что, видимо, и объясняет решение Вайтити перевернуть историю именно так.

В целом, это классическая спортивная драма, где ни на что не способная команда преображается под воздействием извне – в данном случае, при помощи Ронгена, который, в свою очередь, преображается тоже – и история преображения Ронгена, пожалуй, важнее и интереснее. Когда он приезжает на Американское Самоа, это такой стандартный футбольный тренер из большой страны, мессианским (не от слова Месси) образом пришедший вытягивать страну маленькую настолько высоко, насколько сможет. Ронген – тренер не суперсильный, поэтому может не так высоко, но что-то всё-таки получается. Он знает, как надо работать ему, и как надо работать его футболистам, чтобы уйти с вечно последнего места на всех-всех-всех турнирах.

Проблема в том, что ни сами футболисты, ни председатель местной футбольной федерации не понимают методов Ронгена. Для Ронгена, как для представителя первого мира, футбол – это больше, чем игра, это битва, это война, это жизнь. Он понимает философию «пойдите в чужую штрафную площадку и умрите там» - и только её. Местные же – они немножко в этом смысле (да и во многих других, что уж там) – как дети, для них футбол – это игра и способ получения удовольствия. А члены одной команды, так же, как и её тренер, сплачиваются и вырабатывают командный дух только тогда, когда раскрываются друг перед другом в человеческом смысле (вот эта часть безумно похожа на «Теда Лассо», невозможно отделаться от ощущения дежавю). И только когда Ронген понимает, что слегка залез в чужой монастырь со своим уставом, и принимает особенности монастыря и его неагрессивно, но отчётливо выраженное желание жить и играть по своим правилам, только тогда всё и получается.

В этом смысле, конечно, Вайтити ненавязчиво рекламирует своим зрителям океанские понятия о жизни, об игре и об отношениях между людьми, заостряя их комические для западного человека стороны и педалируя трогательные. И даже местами очень по-доброму над ними потешается. В силу происхождения – имеет право.





Комментариев нет:

Отправить комментарий