понедельник, 1 января 2024 г.

Неаппроприированное кайдзю

 

Неаппроприированное кайдзю

(«Годзилла минус один»/ ゴジラ-1.0, реж. Такаши Ямадзаки, Япония, 125 мин.)

П.И.Филимонов

Соединённые Штаты Америки победили Японию во второй мировой войне и отняли у неё довольно многое, в том числе и Годзиллу. Не сразу после войны, разумеется, ну так и появился он в умах японских эсхатологов тоже чуть позже. Нет, конечно, японские кайдзю-фильмы как выходили, так и продолжают выходить, но на наши экраны прекрасный монстр вот уже лет двадцать как забредал исключительно в американской обработке.



И вот мы можем насладиться фильмом Такеши Ямадзаки, так сказать, увидеть Годзиллу на его родине. Понятно, что это кино не только про Годзиллу, но и про возобновление более-менее нормальной жизни в послевоенной Японии, но, насколько мне известно (не сказать, чтобы я прямо супермного знал про этот жанр), большая часть фильмов-кайдзю так или иначе связана с историей Японии, и, как правило, историей Японии двадцатого века. По Ямадзаки, Годзилла появился не в результате ядерных бомбардировок, что считается классической версией, а немного раньше, но всё равно в результате военных действий. Вообще, в представлении японцев, Годзилла – эта такая своеобразная Грета Тунберг, только он не грозит пальчиком и не кривит лицо по поводу экологически плохого поведения человечества, а прибегает к более радикальным мерам.

История появления и неокончательного изгнания Годзиллы (не думаю, что я что-то заспойлерю, все кайдзю-фильмы сделаны по более-менее одному стандарту) разворачивается на фоне возвращения с войны человеческого главного героя фильма – бывшего лётчика-камикадзе Шикишимы. Неокончательного потому, что окончательное в логично устроенном мире означало бы конец жанра и отсутствие возможности сиквелов.

В решающий момент своей краткой военной карьеры Шикишима струсил и не направил самолёт на цель. Оказывается, вопреки всему тому, что нам впаривала про камикадзе советская пропаганда, у них вполне была опция и развернуться, и посадить самолёт. Это включает его внутреннего камикадзе, и значительную часть времени после он живёт с ощущением вины. Эта вина ещё усугубляется при его первой встрече с Годзиллой - Шикишима не может заставить себя выстрелить в монстра из пулемёта своего самолёта, при этом на тот момент он ещё не знает, что это бы совсем не помогло. В итоге в той ситуации (как и в любой другой с участием Годзиллы) погибли люди, и Шикишима винит в их гибели себя.

И Шикишиму это гнетёт. Гнетёт до такой степени, что где-то внутри него зреет решение пожертвовать собой ради уничтожения Годзиллы, потому что никаким другим способом его, кажется, не уничтожить. Ни один план мудрого профессора не срабатывает, более того, как и положено в кайдзю, Годзилла становится всё больше и сильнее с каждым нападением.

Но между своими трусливыми поступками и своим героическим поступком Шикишима успевает познакомиться с милой девушкой и усыновить оставшегося без родителей в результате авианалёта младенца. Ему теперь есть ради чего жить, так что выбор смерти в качестве решения всех проблем уже далеко не столь очевиден.

Несмотря на всю кайдзюшную трушность, фильм весьма жизнеутверждающ. Ну и Годзилла прекрасен и безжалостен. Всё, как положено. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий