Нечисто английский детектив
(«Ножи наголо», реж. Райан Джонсон, США, 130 мин.)
П.И.Филимонов
На первый взгляд, фильм режиссёра Райана Джонсона «Ножи наголо» имеет все
признаки классического герметичного детектива. Замкнутое пространство загородного
дома богатого и знаменитого писателя – пусть не в Англии, а где-то в
американской глубинке, это не принципиально. Большая и разнообразная семья, каждый
из членов которой имеет мотив для убийства. Само загадочное происшествие. Бог
из машины в виде появляющегося в самый нужный момент следователя – Дэниэла Крэйга.
Всё так, да не так. Во-первых, всё чуть-чуть слишком гротескно. Некоторые,
самые заметные черты характера членов многочисленной подозреваемой семьи
чуть-чуть слишком утрированны, чуть-чуть слишком карикатурно выпирают. Главная
подозреваемая, сиделка Марта (Ана де Армас) имеет потрясающую особенность – её рвёт,
когда она врёт, так что скрывать от правосудия свои подлинные поступки она
долго не в состоянии. Ну и наконец сам следователь, сам шикарный Бенуа Бланк –
слишком комичен и нелеп. Так что достаточно скоро ты понимаешь (ну, и жанровое
определение «комедия» на афише фильма совсем немного, но помогает), что твоему
вниманию представлена пародия на классический английский детектив.
Притом пародия очень тонкая. В том смысле, что пародийность фильма – не кричащая,
не бурлескная, не скользит на банановой кожуре, а только самую малость больше,
чем нужно, выпирает в соответствующих – и заодно в несоответствующих тоже -
местах. И детективная интрига в фильме вполне присутствует, и всё оказывается
далеко не так просто, как казалось поначалу, когда зрителям вроде бы – минуте на
двадцатой-тридцатой – сдали всю интригу. Не тут-то было.
Называющие себя писательницами женщины вроде Дарьи Донцовой и Татьяны
Устиновой в период своего расцвета активно пользовались жанровым подзаголовоком
«иронический детектив». Так вот. «Ножи
наголо» - это иронический детектив, а не то, что так упорно впаривали (впаривают?
Не знаю про их нынешнюю судьбу) своим читателям указанные и им подобные
барышни. Иронический – в смысле не комический, гомерического хохота фильм не
вызывает, разве что в одном месте, когда Крэйг в довольно драматичный момент
действия подпевает песне, звучащей в его наушниках, подпевает, разумеется,
громко и фальшиво. Гомерического хохота не вызывает, но ощущение tongue-in-cheek,
если вы понимаете, о чём я, не покидает внимательного зрителя с того самого
момента, когда ему вроде бы сдали интригу.
Это очень хорошо сделанное развлекательное кино, достаточно доброжелательно
подтрунивающее над некоторыми штампами своего жанра с тем, чтобы тут же,
буквально в следующем кадре взять и прибегнуть к ним же. Судим автора по им же
самим установленным законам, а законы Райана Джонсона в этом фильме достаточно
запутаны. Хочу, снимаю сцену всерьёз, хочу, посмеиваюсь, хочу, совмещаю оба
подхода. Получается пусть местами и эклектично, но зато нескучно. И даже когда
зритель всё равно догадывается о сути замута – потому что будем честны, хотя
Джонсон и закручивает некоторую интригу, всё же она для него, видимо, не
главное, и хотя от прямолинейности сюжет фильма далёк, крепким детективным
орешком его тоже не назовёшь – так вот даже тогда на помощь режиссёру
приходит прекрасный Дэниэль Крейг в своём финальном монологе – и опять
нескучно. Ну и да, ножи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий