пятница, 2 марта 2018 г.

Клуб кинопутешественников и киноисториков


Клуб кинопутешественников и киноисториков

П.И.Филимонов

(«Оскорбление», реж. Зиад Дуэри, Ливан-Франция, 113 мин.)

Помимо эстетической и развлекательной, как вот например становится ясно из фильма ливанского режиссёра Зиада Дуэри, кино периодически выполняет и просветительскую функцию. Все мы любим, к примеру, путешествовать, погружаться – туристической галдящей стайкой, как неприхотливые авторы Киноптикума, или гордыми независимыми аутентичными исследователями быта, бегущими туристических троп как огня – в жизнь других стран, народов и культур. Настолько, насколько нас туда пускают. Настолько, насколько мы сами в состоянии туда погрузиться. Некоторые из нас, как мне известно, даже ведут мысленный подсчёт стран, в которых удалось побывать, втыкают виртуальные флажки в виртуальные карты.
За последние пару лет такие флажки можно было начать втыкать и в виртуальную кинокарту тоже. Навскидку – никогда до этого я не видел ни одного полнометражного бразильского фильма (теперь таких в моём активе аж целых два, причём один другого лучше), ни разу не видел я до этого фильмов производства Лаосской Народно-Демократической Республики (и лучше бы так оно и оставалось), наконец, фильм режиссёра Зиада Дуэри лишил теперь меня девственности и относительно кино Ливана. Заслуга его уже хотя бы в этом, не говоря уже о том, что он нахватал кучу международных призов и номинирован в этом году на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Фильм – вполне добротно, современно и достойно изложенная история одной бытовой ссоры, выливающейся во что-то неизмеримо большее, но не в этом его главный, как сказали бы географические соседи ливанцев, цимес.



Когда я смотрю фильмы подобных стран – экзотических для меня во всех смыслах слова - особенно такие фильмы, как этот, где достаточно важно для зрителя знать историческую подоплёку изложенных событий, меня всегда поражает грустная мысль о том, как я мало знаю о том, как они там на самом деле живут. В этом смысле фильм «Оскорбление» стал для меня открытием сразу в двух номинациях – исторической, потому что я ничего не знал про резню в Дамуре 1976 года; и бытописательской, потому что я вообще не представлял, что среди арабских общин Ближнего Востока существуют, помимо их общего неравнодушного отношения к государству Израиль, ещё и собственные конфликты между собой. Например, ливанцы в массе не любят палестинских беженцев. Потому что когда-то ООП устроило ту самую резню в Дамуре. Потому что – не исключено – ливанцы что-то сделали с палестинцами раньше. Потому что – и так далее. Концов, как во всех длительных и бессмысленных конфликтах, уже не найти.
Между тем, это именно тот фон, те масштабы и та панорама, до которых доходит простой бытовой межнациональный конфликт, с которого начинается история в «Оскорблении». В какой-то момент история напоминает известную ссору между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем, но только разве что пустяковым поводом для зарождения. У темпераментных жителей Ближнего Востока личное моментально мешается с национальным и этнорелигиозным, вылезают на свет все существующие стереотипы и исторические обиды, и пустяковая история о том, как кто-то случайно облил кого-то водой перерастает в ситуацию национального масштаба, в конфликт, для урегулирования которого вынужден вмешиваться аж лично президент страны. Причём, безуспешно.
Да, режиссёр Зиад Дуэни достаточно толерантен к иностранным зрителям своей картины, и всё им по возможности мелко разжёвывает, чтобы они тоже поняли всю глубину противоречий и всю невозможность договориться. Мог бы поступить и по-другому, оставить все исторические подробности, безусловно, известные местным, за кадром, и тогда высказывание, наверное, получилось бы не таким лобовым, но, с другой стороны, иностранцам тогда не было бы понятно, из-за чего такой сыр-бор. А так – и понятно, и жутко. Лишний раз убеждаешься в собственном геополитическом невежестве, и лишний раз благодаришь всех известных тебе богов за то, что живёшь в этом конце мира. Где такого, надеюсь, уже никогда не будет.   




Комментариев нет:

Отправить комментарий