пятница, 23 февраля 2018 г.

Ксенофобофобия

Ксенофобофобия
(«Форма воды», реж. Гильермо дель Торо, США, 119 мин.)

П.И.Филимонов

У кого как, а у меня с прогнозами дела обстоят крайне неважно. Примерно как у Пеле в спорте. Надеюсь, что читатели Киноптикума не только кино вышли посмотреть, но и вообще подкованные в историко-культурном смысле эрудиции люди, и кто такой Пеле, им объяснять не нужно. И вот с ним происходит такая история, которая тянется уже бог знает сколько. Король футбола, все дела, лучший игрок за все годы существования этой игры, кому как не ему, казалось бы, знать и разбираться. И всевозможные футбольные и околофутбольные журналисты после окончания его карьеры, которое случилось в далёком 1977 году, постоянно консультируются у него, как у знатока, на предмет того, кто выиграет очередной чемпионат мира или там ещё какой турнир. И вот этот человек, который выиграл в своей сфере деятельности всё, что можно, который знает это дело, казалось бы, вдоль и поперёк, ни разу, вслушайтесь – ни разу – с 1977 года ничего не спрогнозировал верно. Ни ра-зу. Его почему-то продолжают спрашивать, он с готовностью делится своими инсайдами и видением игры – а на выходе получается та же фигня, что и всегда.
Вот и я тоже люблю предсказывать победителей «Оскара», конкурса песни «Евровидение», разных спортивных соревнований, просто спорю в быту – приблизительно с тем же эффектом, что и уважаемый Эдсон Арантес. Чуть лучше, если уж быть досконально точным. Я горжусь выигранной в 2016 году литровой бутылкой виски «Chivas Regal», но это как раз было на тему спорта, а потом там было всё настолько очевидно, что походило на избиение младенцев. Если кому интересно, дайте в комментариях знать, я могу рассказать эту душещипательную историю. Это раз. И в прошлом году я угадал «Лунный свет». Уже не получив за это никакого бухла. Это два. И всё. Поэтому теперь я вам скажу, что, скорее всего, премию «Оскар» за лучший фильм в этом году получит как раз «Форма воды». А вы будете знать, как это работает. И если, к примеру, это будет вовсе даже «Призрачная нить», не будете обвинять меня в некомпетентности и дилетантизме.


Раз шесть я уже слышал – и раза четыре уже шутил так сам – что новый фильм Гильермо дель Торо – это сиквел «Человека-амфибии». Очень уж многое в канве сходится. И там, и там присутствует получеловек-полурыба (ну или иное морское существо), только у Беляева, если я правильно помню, Ихтиандр был выведен научным путём, а у дель Торо его существо взялось неизвестно откуда вообще – ну, скорее всего, конечно, прилетело с другой планеты или просочилось из параллельного мира Океании (не той, где Фиджи, и не той, что у Оруэлла). Это не уточняется, и это не важно. И там, и там в это странное, для обычного глаза уродливое  но, несомненно, обладающее большим если не сердцем, то жабрами существо влюбляется милая земная девушка. Опять же с той разницей, что у Беляева Гуттиэрре – прекрасна, как день и ночь, взятые вместе (или мы все так думаем, насмотревшись на Анастасию Вертинскую в юности, и нельзя нас за это обвинять), а Элайза Эспозито (Салли Хокинс) у дель Торо – намеренная дурнушка, до кучи глухонемая и явно не от мира сего. И в том, и в другом источники злые силы пытаются с разными целями погубить чудо-юдо-рыбу-кит. Концовка немного отличается, но в целом, и там, и там эти злые люди оказываются посрамлены.

Не знаю, как роман Беляева, а фильм дель Торо, хотел он того или нет, получился, помимо довольно увлекательного сюжета и красивейшей картинки, ещё и на очень важную для современного общества всё равно где тему. Он, отчасти, о ксенофобии. О том, как два – хотел написать «человека», а потом понял, что формально это не так – разумных существа, по разным причинам отторгаемые беснующимся вокруг них обществом – находят друг друга и умеют разглядеть друг в друге то главное, за что разумное существо и достойно (если) любви – внутренний мир, тонкую или там не очень душевную организацию, любовь к варёным яйцам или умение танцевать под музыку, не слыша её. И как бы это самое главное, что этот фильм может – косвенно и подспудно – вложить в те головы, в которые это ещё не вложено. Или хотя бы дырочку пробурить для вкладывания. Ну, это если подходить к вопросу оптимистично. Что, независимо от национальности, цвета кожи, вероисповедания и сексуальных предпочтений, у нас у всех гораздо больше общего, чем мы сами можем себе представить. Банальные истины, избитые слова, но именно так и выигрываются «Оскары». См. весь предыдущий полёт мысли и будь осторожен. Если же оставаться реалистами, то, конечно, кино никого уже давно ничему не учит, как и любое другое искусство. Поэтому, если процитировать классика, как убивали, так и будут убивать. Но хотя бы под хорошее кино. Или- как минимум – под красивое.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий