Золушка и большой
определитель грибов
(«Призрачная нить», реж. Пол
Томас Андерсон, США, 131 мин.)
П.И.Филимонов
Отгремела очередная церемония вручения «Оскара», всем всё роздано и
посчитано, и можно снова спокойно говорить о художественной, философской или
эстетической составляющей кино, ещё на время – до Каннского фестиваля, к
примеру - отбросив спортивный момент. И вот на примере нового фильма Пола Томаса
Андерсона мне бы хотелось обсудить с вами – благо время года соответствующее,
соки организмов начинают просыпаться и так далее – странности любви. Потому что
в этом фильме можно увидеть многое, помимо как всегда отменной игры Дэниэла Дэя
Льюиса, история эта может развернуться перед зрителями с очень разных ракурсов.
Можно увидеть в ней биографическую ленту о неизвестном нам, но, по всей
видимости, известном историкам моды кутюрье – или тогда это так ещё не
называлось? Можно увидеть и некоторую сатиру на общество консьюмеризма,
единственной заботой которого является приобретение новых вещей, их бесконечное
улучшение и щеголяние ими перед другими аналогичными членами общества. Под
разными углами можно рассматривать этот фильм, я же почему-то рассмотрел его
вот под этим одним.
Это очень странная история любви. Особенно что касается отношения её к
нему. С ним всё более-менее понятно, чувство собственника, желание сделать
красивую вещь своей и настигающее потом успокоение с тем, чтобы снова с головой
уйти в работу, которая для него, несмотря ни на что, важнее всего на свете. И
вот она, попавшая в каком-то смысле в волшебную сказку, подобной которой она и
представить себе не могла, оказывается в ситуации Золушки, побывавшей
принцессой на одну ночь, вышедшей-таки замуж за своего долгожданного принца, но
выяснившей, что принц тоже такой же как она. Принц тоже бывает принцем только
на одну ночь в году, в остальное время он превращается в ничуть не менее
безразличное к судьбам ближних существо, чем известная нам мачеха, например.
Ему не до Золушки, ему надо вершить государственные дела – то есть, в данном
случае, работать – пошивать платья для бесчисленных придворных клиентов.
И что делает наша наивная и не видевшая видов Золушка? Наша Золушка
покупает «Большой определитель грибов» и идёт в лес. Ну, условно, конечно же.
Может быть, не покупает, может быть, он изначально лежал у принца на полочке.
Может быть, не большой, а малый. Не суть. Словом, она его внимательно изучает и
находит сначала там, а потом в лесу – или наоборот, снова не суть – гриб,
который, будучи измельчённым в мелкий порошок и подсыпанным к какому-нибудь
изысканному королевскому яству, принца не убьёт, но крылышки подрежет. В том
смысле, что будет принцу хреново ужас как, будет принц лежать пластом на протяжении нескольких дней,
заниматься государственными делами он не сможет, а значит, будет проводить всё
время только с ней, с Золушкой.
Короче, героиня Вики Крипс натурально травит своего любимого человека.
Притом в её любви к нему сомневаться не приходится, это один из главных
постулатов, на которых кино вообще держится. Выхаживает, переживает этот период
золотого времени. После чего всё начинается по-старому. Принц опять работает, а
Золушка опять перебирает на кухне просо. И когда она понимает, что снова нужно
что-то делать, иначе принца она потеряет или засыплется просом по самое не
могу, она не ищет разнообразных путей. Берёт побольше грибов и фигачит с ними
омлет. И во второй раз, как кажется, принц уже вполне в курсе, что сейчас с ним
будет происходить. Но, как настоящий принц, он принимает неизбежное и с
поистине королевской обречённой улыбкой съедает омлет подчистую.
Така любовь. В общем, при всём, казалось бы, малом разнообразии вариантов,
странные истории любви человечество готово выдумывать снова и снова. Нет
предела этим сюжетам. Лично для меня ценность «Призрачной нити» именно в этом –
мне показали ещё один вариант того, как это может быть. странно, на грани, почти запредельно, но понятно по-человечески. Травит, значит любит, чо уж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий