пятница, 6 января 2017 г.

Беспочвенность разговоров о толерантности



Беспочвенность разговоров о толерантности.

П. И. Филимонов
„Она“ (Франция-Швейцария-Бельгия, реж. Пауль Верхувен, 130 мин.)
Знаете, я не очень понимаю бесконечных споров и разговоров о толерантности, ведущихся на просторах интернета. Точнее, не всё с ними так однозначно, как может показаться. С одной стороны, что там говорить, например, гомофобия и нацонализм - это очевидные уродства, мешающие мне воспринимать человека полноценной личностью и допускать его в свой ближний круг. (Это и в принципе-то большая привилегия, не многим и нормальным людям туда дорога проложена, но это я к слову). Как можно нормально общаться с человеком во всём остальном, и умалчивающе избегать двух-трёх тем, и при этом продолжать считать, что между вами всё в порядке, я не слишком понимаю. С другой стороны, нормальный человек теоретически должен с сочувствием относиться к уродствам и не пялиться на них во все глаза (ну, меня, во всяком случае, так воспитали), так что как будто и этим уродцам мы должны сочувствовать. С третьей стороны так можно далеко зайти, начать сопереживать педофилам или серийным убийцам, что отлично для создания разного рода талантливых произведений искусства, но как-то не слишком работает на повседневную жизнь. Так что сложно тут всё, что и говорить.
В разы сложнее с пресловутым феминизмом. Как бы всё понятно, все равны, у всех равные права, но не превращается ли это в своеобразный расизм наоборот, в этакий негритюд освобождающихся от пут тупого мужского быдла светлых и возвышенных женщин? Пауль Верхувен в своём новом фильме, как мне кажется, как раз и рассматривает этот феномен. Рассматривает, надо сказать, достаточно беспристрастно, не анализируя, а скорее, просто фискируя, описывая, демонстрируя публике. А та, вероятно, не дура и сама разберётся. Может быть. Есть небольшая вероятность. 



Героиня Изабель Юппер - одинокая, но жутко самостоятельная и успешная бизнес-леди, совладелица крупной компании, занимающейся книгоиздательством и по совместительству разработкой компьютерных игр. Всё у неё отлично, всё её в её жизни устраивает, смотрит она вперёд с ироничным презрением к большинству окружающих, вот разве что иногда немного скучает по бывшему мужу. Но не прям мучается-мучается, этого сильная женщина себе позволить не может или не хочет, тем более, любовник какой-никакой тоже имеется. Всё могло бы, конечно, быть ещё лучше, но и так тоже неплохо.

И вдруг на неё тупо нападают. В её собственном доме. Какой-то мужик в балаклаве. Дубасит по голове и брутально насилует. И ей, дают нам понять Верхувен и Юппер, это нравится. Она не заявляет в полицию, а пытается вычислить нападавшего своими силами. Она вроде бы и не хочет, чтобы это повторилось, а в то же время вроде бы как и не против. И когда это повторяется, она не сказать, чтобы рада, но и не даёт своей жизни развалиться. Такое ощущение, что эти повторяющиеся акты насилия в какой-то момент начинают структурировать её жизнь. Вот она успешная бизнес-леди, вот она саркастическая и немного ревнивая бывшая жена, вот она заботливая и слегка доминантная мать, а вот она растерзанная и нечеловечески орущая жертва изнасилования. Всё - частицы одного и того же пазла.
Человек, неважно, какого пола, в его лучших классических проявлениях. И когда эта история заканчивается - а она заканчивается, как и всё на этом свете, и заканчивается кроваво и неприглядно (а как ещё могла закончиться история о насильнике в балаклаве?), героиня Юппер, даже не отряхнувшись, двигается дальше. А чего - жизнь продолжается, подумаешь.
И вот какой фильм снял нам Верхувен? Феминистский или антифеминистский? Женоненавистнический или общечеловеческий? Если бы на месте Юппер был бы мужчина, изменилось ли бы что-нибудь в нашем восприятии этого кино? Монстр она или обычная женщина, ещё точнее, обычный человек?
Нет у меня ответов на эти вопросы. Всё так же сложно, как спорить о толерантности. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий