Беспочвенность
разговоров о толерантности.
П. И. Филимонов
„Она“
(Франция-Швейцария-Бельгия, реж. Пауль Верхувен, 130 мин.)
Знаете, я не очень
понимаю бесконечных споров и разговоров о толерантности, ведущихся на просторах
интернета. Точнее, не всё с ними так однозначно, как может показаться. С одной
стороны, что там говорить, например, гомофобия и нацонализм - это очевидные уродства,
мешающие мне воспринимать человека полноценной личностью и допускать его в свой
ближний круг. (Это и в принципе-то большая привилегия, не многим и нормальным
людям туда дорога проложена, но это я к слову). Как можно нормально общаться с
человеком во всём остальном, и умалчивающе избегать двух-трёх тем, и при этом
продолжать считать, что между вами всё в порядке, я не слишком понимаю. С
другой стороны, нормальный человек теоретически должен с сочувствием относиться
к уродствам и не пялиться на них во все глаза (ну, меня, во всяком случае, так
воспитали), так что как будто и этим уродцам мы должны сочувствовать. С третьей
стороны так можно далеко зайти, начать сопереживать педофилам или серийным
убийцам, что отлично для создания разного рода талантливых произведений
искусства, но как-то не слишком работает на повседневную жизнь. Так что сложно
тут всё, что и говорить.
В разы сложнее с
пресловутым феминизмом. Как бы всё понятно, все равны, у всех равные права, но
не превращается ли это в своеобразный расизм наоборот, в этакий негритюд
освобождающихся от пут тупого мужского быдла светлых и возвышенных женщин?
Пауль Верхувен в своём новом фильме, как мне кажется, как раз и рассматривает
этот феномен. Рассматривает, надо сказать, достаточно беспристрастно, не
анализируя, а скорее, просто фискируя, описывая, демонстрируя публике. А та,
вероятно, не дура и сама разберётся. Может быть. Есть небольшая вероятность.
Героиня Изабель Юппер -
одинокая, но жутко самостоятельная и успешная бизнес-леди, совладелица крупной
компании, занимающейся книгоиздательством и по совместительству разработкой
компьютерных игр. Всё у неё отлично, всё её в её жизни устраивает, смотрит она
вперёд с ироничным презрением к большинству окружающих, вот разве что иногда
немного скучает по бывшему мужу. Но не прям мучается-мучается, этого сильная
женщина себе позволить не может или не хочет, тем более, любовник какой-никакой
тоже имеется. Всё могло бы, конечно, быть ещё лучше, но и так тоже неплохо.
И вдруг на неё тупо
нападают. В её собственном доме. Какой-то мужик в балаклаве. Дубасит по голове
и брутально насилует. И ей, дают нам понять Верхувен и Юппер, это нравится. Она
не заявляет в полицию, а пытается вычислить нападавшего своими силами. Она
вроде бы и не хочет, чтобы это повторилось, а в то же время вроде бы как и не
против. И когда это повторяется, она не сказать, чтобы рада, но и не даёт своей
жизни развалиться. Такое ощущение, что эти повторяющиеся акты насилия в
какой-то момент начинают структурировать её жизнь. Вот она успешная бизнес-леди,
вот она саркастическая и немного ревнивая бывшая жена, вот она заботливая и
слегка доминантная мать, а вот она растерзанная и нечеловечески орущая жертва
изнасилования. Всё - частицы одного и того же пазла.
Человек, неважно,
какого пола, в его лучших классических проявлениях. И когда эта история
заканчивается - а она заканчивается, как и всё на этом свете, и заканчивается
кроваво и неприглядно (а как ещё могла закончиться история о насильнике в
балаклаве?), героиня Юппер, даже не отряхнувшись, двигается дальше. А чего -
жизнь продолжается, подумаешь.
И вот какой фильм снял
нам Верхувен? Феминистский или антифеминистский? Женоненавистнический или
общечеловеческий? Если бы на месте Юппер был бы мужчина, изменилось ли бы
что-нибудь в нашем восприятии этого кино? Монстр она или обычная женщина, ещё
точнее, обычный человек?
Нет у меня ответов на
эти вопросы. Всё так же сложно, как спорить о толерантности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий