О сокровенном
П.И.Филимонов
(«Патерсон», реж.
Джим Джармуш, Франция-Германия-США, 118 мин.)
Любимые бардами и прочими людьми в тёплых ламповых свитерах братья
Стругацкие когда-то сказали, что есть книги о приключениях тела, и есть книги о
приключениях духа, и вот типа вторые писать сложнее, а читать лично братьям
интереснее. За стопроцентную точность цитаты я не ручаюсь, её с течением
времени замусолили до неотмываемости, но суть я передал верно. В кино, как мне
кажется, оно ещё сложнее. Как ты передашь на экране, например, мыслительный
процесс? Если у тебя, разумеется, нет в распоряжении гениального актёра,
который будет правдоподобно морщить лоб и почёсывать в затылке? Внутренним монологом?
Ну да, как правило, к этому и прибегают. Выглядит условно и схематично. Скорее,
обозначением, нежели показом. Как дети когда-то рисовали классики, сверху
которых была дуга с надписью «Солнце» или «Рай».
И ладно мыслительный процесс. В конце концов, уже упомянутый условный
гениальный актёр сможет как-то сделать это лицом, мимикой и жестом. Есть вещи
ещё более сложные. До прошлой недели я думал, что показать на экране процесс
зарождения стихотворения нельзя. Ну вот невозможно это изобразить, потому что
это зачастую никак не отображается на лице и фигуре человека, в котором это
прямо сейчас происходит. Джим Джармуш и его «Патерсон» разубедили меня в этом.
Джармушу удалось показать именно это – как рождаются в человеке стихи. Как они
прорастают в нём наружу сквозь обыденности жизни и вопреки рутинности её
протекания. Или как раз и благодаря им.
Фильм прекрасен тем, что в нём ничего не происходит. Мы видим неделю из
жизни Патерсона, водителя автобуса в городе Патерсон, штат Нью-Джерси, и его
немного, как бы это сказать, легкомысленной жены. Внешне в их жизни не
случается никаких грандиозных событий, а если и случаются, то всё больше с
супругой – вот она решает принять участие в местной ярмарке со своими кексами,
вот она решает освоить игру на гитаре по самоучителю, вот она бесконечно
раскрашивает бесконечные плоскости в своём доме в чёрно-белое. Сам Патерсон
внешне и того менее интересен. Ежедневно он просыпается без будильника примерно
в одно и то же время, ходит на работу, где водит один и тот же автобус по
одному и тому же маршруту, с понимающей улыбкой подслушивая разговоры своих
пассажиров, вечером выгуливает собаку, заходит в бар, где выпивает кружку пива,
общается с барменом, после чего возвращается домой и ложится спать. Он любит
свою жену, свою собаку (хотя эта эмоция в конце фильма подвергается сомнению) и Уильяма
Карлоса Уильямса.
И ещё Патерсон пишет стихи. Старомодным способом, от руки в свой, как
называет его жена, «секретный блокнот». Пишет и никому не показывает. И,
похоже, не питает особой надежды, да и желания, когда-нибудь всё это
опубликовать. В конце фильма с ним происходят три неприятных события, за
которыми следует одно простое бытовое чудо – ничего из ряда вон выходящего,
таких чудес у нас с вами в жизни у каждого хоть отбавляй. Просто не факт, что
мы их замечаем и на них реагируем. Патерсон – в силу какой-то бешеной
гармоничности своей натуры – обращает на чудо внимание, принимает его и
позволяет ему полностью перекрыть все последствия от самого страшного из трёх
потрясений, постигших его за короткое время. Потрясение, надо сказать, тоже не
из смертельных, очень бытовой момент – собака сожрала тот самый «секретный
блокнот» со стихами. Извините, конечно, за спойлер – но в этом фильме суть
вообще не в событийной канве, которой, как таковой, практически и нет.
Джармушу и исполнителю роли Патерсона Адаму Драйверу удалось сделать
невероятное – зафиксировать на плёнке механику рождения стихотворения. Я вам
скажу, как человек, что-то слышавший об этом – оно всё именно так и происходит.
Точь-в-точь. Возможно, мой восторг этим фильмом в значительной степени и вызван
радостью узнавания. Узнавания того, чего, как я думал, я с экрана не узнаю
никогда. Из разряда Парижа и смерти, если вы понимаете, о чём я.
Кроме того, этот фильм – песня об абсолютно гармоничном человеке. Таких,
наверное, почти не бывает, во всяком случае, в моём окружении таких точно нет,
так что я испытывал не зависть, а чистое и незамутнённое восхищение. Если это
не гениальное кино, то максимально туда приближенное.
Комментариев нет:
Отправить комментарий