понедельник, 26 декабря 2022 г.

Фотодело и вязание на спицах

 

Фотодело и вязание на спицах

(«Путешествие с мамой»/”Á Ferð með Mömmu“, реж. Хильмар Оддссон, Исландия, 112 мин.)

П. И. Филимонов

Наверное, роуд-муви – один из самых удачных киножанров. В сцены перемещения людей по местности с разными целями можно впихнуть примерно совсем всё, завернуть их в любую возможную обёртку и продать под любым из допустимых в вашем фаст-фуде соусов. Правда, бывает и так, что неопытные режиссёры как раз и ведутся на эту кажущуюся простоту исполнения, на чём и катастрофически погорают.



Для успешного роуд-муви у пускающихся в путь героев должна быть цель. Желательно, несбыточная. Показать умирающему другу океан. Или увидеть какое-нибудь особенное дерево, растущее в единственном экземпляре у далёкого ручья в одной далёкой-далёкой галактике. Или вот, как у Оддссона, отвезти мёртвую маму в место её мечты. Да, у одинокого фриковатого исландца Йона умирает мама, и он решает отвезти её в место, о котором она талдычила ему всё последнее время перед смертью. То ли она там однажды отдыхала, и ей было там как-то особенно хорошо, то ли она собиралась поехать туда отдыхать, да так и не собралась. В любом случае, Йон правильно рассудил, что смерть человека не должна становиться препятствием к исполнению его желаний.

Беда в том, что даже после смерти мама Йона не прекратила вредничать. При жизни она, как это водится за иными киношными мамами, немножко поработила сына и лишила его всяческих вариантов личной жизни. После смерти она тоже не оставляет его в покое, указывает, куда ехать, хотя сын вроде бы более-менее ориентируется по указателям, и продолжает пилить.

Разумеется, на своём пути Йон попадает в самые различные приключения, и пусть порой их масштаб сопоставим с масштабом страны, менее драматическими они от этого не становятся. Аннотация позиционирует «Путешествие с мамой» как комедию. Это, конечно, не совсем так, но элементы комедии абсурда в ней точно присутствуют. Как почти в любом роуд-муви, Йон преодолевает самые разные препятствия, но добирается-таки до точки назначения. И это в данном случае никакой не спойлер, потому что на этом типичная часть роуд-муви заканчивается, «Путешествие с мамой» немножко на наших глазах перекувыркивается через голову и обретает прекрасную развязку, выбивающуюся за рамки канона.

Потому что, конечно, как и все роуд-муви, или фильмы, таковыми притворяющиеся, «Путешествие с мамой», на самом деле, рассказывает нам о поисках себя, об обретении гармонии через попытки воскресить прошлое и постепенном осознавании невозможности этого воскрешения. Потому что Йон, на протяжении почти всего фильма пытавшийся от мамы убежать – даром, что нарядная по случаю собственной смерти старушка восседала на заднем сиденье его машины – а в конце совершил разворот на сто восемьдесят градусов  и именно к маме-то и вернулся. Потому что человек – существо сложноустроенное и не всегда объяснимое. Потому что потому.

Помимо всего прочего, как любое хорошее роуд-муви, «Путешествие с мамой» прекрасно смотрится, почти весь актёрский состав прекрасен, и чем меньшую роль человек исполняет, тем больше, как кажется, он в неё вкладывается.

В общем, в этом году у Пёффа очень достойный победитель.  



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий