пятница, 16 декабря 2022 г.

Чудовища с лазурным мозгом

 

Чудовища с лазурным мозгом

(«Звонок с небес»/“Call Of God“, реж. Ким Ки Дук, Аудрюс Юзенас, Южная Корея-Кыргызстан-Литва-Эстония, 81 мин.)

П.И.Филимонов

Знаменитый южнокорейский режиссёр Ким Ки Дук начал снимать свой последний фильм в Кыргызстане с участием литовских и эстонских кинокомпаний, но не закончил, потому что умер в Риге в 2020 году. Литовские и эстонские кинокомпании решили, что нечего добру пропадать, взяли и домонтировали уже отснятый мастером материал в фильм. Вроде как последний, посмертный, получается, фильм Ким Ки Дука.


И это тот случай, когда лучше бы они этого не делали. Неизвестно, впрочем, что сделал бы сам Ким Ки Дук с отснятым материалом, возможно, примерно то же самое, возможно дело там не в монтаже – ну так тем более, не надо нам показывать, во что превратился автор прекрасных «Весны, лета, осени, зимы … и снова весны» или «Пьеты» в конце карьеры.

Фильм рассказывает нам историю любви. Историю любви, которую кыргызская девушка с так и неназываемым именем увидела во сне. Каждый раз, когда она просыпается, ей звонят с неизвестного номера (видимо, господь бог, как понимаем мы из названия фильма) и предлагают продолжать спать, чтобы посмотреть следующую часть истории. Плюс предсказывают, что, когда она окончательно проснётся, эта история произойдёт с ней на самом деле.

Фильм снят в Кыргызстане – в конце жизни Ким Ки Дука что-то прямо тянуло в Центральную Азию, его предпоследний фильм (или последний прижизненный, если точнее) снят в Казахстане - с кыргызскими актёрами, которые по большей части говорят по-русски. И вот я не знаю, это следы угасания таланта мастера, такая не оценённая мной задумка, или уже пофигизм литовских и эстонских продолжателей дела, но актёры играют отвратительно. Исполнительница главной роли казахская актриса Жанель Сергазина прекрасна, как цветок пустыни, играющий её возлюбленного кыргыз Абылай Маратов тоже харизматичен по самое не балуйся, но все их разговоры и всё их взаимодействие (не считая, разве что, сексуальных сцен) – какие-то жутко неестественные, как в каком-нибудь не первой свежести любительском театре, как на детском утреннике с нанятым за бутылку недорого виски дедушкой Морозом. 

Сама любовная история – тоже, конечно, странная. Даниэль (Абылай Маратов), видимо, очень любвеобилен и умудряется мутить, по сути, с тремя девушками одновременно, при этом главная героиня фильма его жутко ревнует и каждую минуту устраивает сцены –  что понятно, но он тут же говорит ей, что любит только её и никого другого, и она его прощает, только чтобы он кабанчиком подскочил выяснять отношения то с одной, то со с второй своей бывшей. С одной из бывших ещё более интересно – после того, как она рассталась с Даниэлем, она стала встречаться с человеком сильно старше себя, так вот Даниэля особенно как-то бесит именно то, что девушка «живёт со стариком» - хотя, казалось бы, какое ему теперь дело? Потом, спустя некоторое время, он вдруг резко становится абьюзером, начинает свою основную возлюбленную лупить почём зря, но она всё равно от него не уходит, а почему- уже и непонятно, то ли от большой любви, то ли от центральноазиатского менталитета.

Если бы все эти странности были сыграны как-то получше, поубедительнее, попсихологичнее, что ли, кто знает, может быть, получился бы шедевр про отношения любви-ненависти. А так – красивые люди в красиво выстроенном кадре произносят текст, не всегда осмысливая его. Сидя в кинотеатре, испытываешь лёгкий испанский стыд, притом непонятно за кого, то ли за угасший гений южнокорейского мастера, то ли за не оттуда растущие руки литовских и эстонских кинематографистов, то ли за всё это, вместе взятое.

Так что да, классик оказался на этот раз прав – Ариост и Тассо оказались на этот раз мерзкими чудовищами.     

Комментариев нет:

Отправить комментарий