Все работы хороши
(«Посредник»
/ „The Middle Man“, реж.
Бент Хамер, Германия-Дания-Канада-Норвегия, 91 мин.)
П.И.Филимонов
Все мы знаем, насколько хорошо скандинавское кино. Все мы знаем, насколько
оно может быть прекрасно, абсурдно, абсурдно-прекрасно и прекрасно-абсурдно на
своей территории. Когда оно показывает нам истории из северного быта, о котором
и мы имеем некоторое представление, в котором и мы, некоторым образом, варимся
в своей повседневности.
В своём новом фильме «Посредник» норвежский режиссёр Бент Хамер заходит на чужую
территорию. Он попытался снять чёрную комедию о маленьком депрессивном
американском городке, примечательном разве что количеством происходящих там
нечастных случаев на душу населения. Главный герой «Посредника», Фрэнк Фаррелли,
на конкурсной основе получает довольно престижную в городе Карнаке работу –
сообщать родственникам о гибели членов их семей. Допущение забавное, не спорю.
Параллельно разворачивается история любви Фрэнка и его секретарши, доставшейся ему
как-то вместе с должностью. И его соперничества с ещё одним бывшим кандидатом
на должность посредника.
И всё неплохо, сюжет достаточно крепко сбит, фильм, что по нынешним временам
редкость, получился классической длины – полтора часа, но в рамках заявленного
жанра он не совсем удерживается. За последнее время это вторая скандинавская «чёрная
комедия», которую я смотрю, и если датские «Дикие люди» попадали в каноны жанра,
просто были не очень смешны, то норвежскорежиссированный (извините) «Посредник», мне
кажется, даже до этих канонов не дотягивает. Нет в нём решительно никаких
комических ходов, кроме разве что того, что всё действие снято как-то иронично,
и подспудно всё время ждёшь, что ну вот сейчас, ну вот сейчас они наконец дадут
огня, наконец сорвёт у главного героя башню, и он, например, будет сам
производить несчастные случаи, чтобы у него всегда была работа – или что-нибудь
другое подобное.
Пару раз история барражирует на грани того, чтобы сорваться в подлинно
весёлое безумие, которого как раз и ждёшь от чёрной комедии, но так в него и не
сваливается, к сожалению. И ироничный тон повествования остаётся просто
ироничным тоном повествования, возможно, именно он и вынудил авторов ли,
прокатчиков ли отнести фильм к этому сложному жанру. Не назовёшь же, в конце
концов, смешным момент, когда две девочки попадают под поезд, одна из них
выживает, а потом оказывается, что перед роковой прогулкой девочки обменялись верхней
одеждой, и выжила совсем не та, чьих родителей посредник уже обнадёжил. То есть,
да, эта история рассказана без пафосного трагизма, скорее, всё с той же иронией
и многообещающей усмешкой, что лишний раз говорит о тоне
и настроении фильма, но смешного там точно ничего нет, и не потому, что это
рассказ об ужасном и кровавом происшествии. В мире чёрной комедии это вообще
ничего не должно означать.
Если отбросить этот маленький недостаток, то «Посредник» - интересное и не
обычное кино. Почему-то он напомнил мне книги Фредерика Бакмана, возможно,
именно этим тоном, именно этим стремлением видеть весёлое (вот, да, не смешное,
а скорее, весёлое) даже в каких-то не слишком приятных вещах. Ну и люди – люди в
нём нелепы и доброжелательны, как всегда в скандинавском кино.
Комментариев нет:
Отправить комментарий