пятница, 27 мая 2022 г.

Все работы хороши

 

Все работы хороши

Посредник» / „The Middle Man“, реж. Бент Хамер, Германия-Дания-Канада-Норвегия, 91 мин.)

П.И.Филимонов

Все мы знаем, насколько хорошо скандинавское кино. Все мы знаем, насколько оно может быть прекрасно, абсурдно, абсурдно-прекрасно и прекрасно-абсурдно на своей территории. Когда оно показывает нам истории из северного быта, о котором и мы имеем некоторое представление, в котором и мы, некоторым образом, варимся в своей повседневности.




В своём новом фильме «Посредник» норвежский режиссёр Бент Хамер заходит на чужую территорию. Он попытался снять чёрную комедию о маленьком депрессивном американском городке, примечательном разве что количеством происходящих там нечастных случаев на душу населения. Главный герой «Посредника», Фрэнк Фаррелли, на конкурсной основе получает довольно престижную в городе Карнаке работу – сообщать родственникам о гибели членов их семей. Допущение забавное, не спорю.

Параллельно разворачивается история любви Фрэнка и его секретарши, доставшейся ему как-то вместе с должностью. И его соперничества с ещё одним бывшим кандидатом на должность посредника.

И всё неплохо, сюжет достаточно крепко сбит, фильм, что по нынешним временам редкость, получился классической длины – полтора часа, но в рамках заявленного жанра он не совсем удерживается. За последнее время это вторая скандинавская «чёрная комедия», которую я смотрю, и если датские «Дикие люди» попадали в каноны жанра, просто были не очень смешны, то норвежскорежиссированный (извините) «Посредник», мне кажется, даже до этих канонов не дотягивает. Нет в нём решительно никаких комических ходов, кроме разве что того, что всё действие снято как-то иронично, и подспудно всё время ждёшь, что ну вот сейчас, ну вот сейчас они наконец дадут огня, наконец сорвёт у главного героя башню, и он, например, будет сам производить несчастные случаи, чтобы у него всегда была работа – или что-нибудь другое подобное.

Пару раз история барражирует на грани того, чтобы сорваться в подлинно весёлое безумие, которого как раз и ждёшь от чёрной комедии, но так в него и не сваливается, к сожалению. И ироничный тон повествования остаётся просто ироничным тоном повествования, возможно, именно он и вынудил авторов ли, прокатчиков ли отнести фильм к этому сложному жанру. Не назовёшь же, в конце концов, смешным момент, когда две девочки попадают под поезд, одна из них выживает, а потом оказывается, что перед роковой прогулкой девочки обменялись верхней одеждой, и выжила совсем не та, чьих родителей посредник уже обнадёжил. То есть, да, эта история рассказана без пафосного трагизма, скорее, всё с той же иронией и многообещающей усмешкой, что лишний раз говорит о тоне и настроении фильма, но смешного там точно ничего нет, и не потому, что это рассказ об ужасном и кровавом происшествии. В мире чёрной комедии это вообще ничего не должно означать.

Если отбросить этот маленький недостаток, то «Посредник» - интересное и не обычное кино. Почему-то он напомнил мне книги Фредерика Бакмана, возможно, именно этим тоном, именно этим стремлением видеть весёлое (вот, да, не смешное, а скорее, весёлое) даже в каких-то не слишком приятных вещах. Ну и люди – люди в нём нелепы и доброжелательны, как всегда в скандинавском кино.



Комментариев нет:

Отправить комментарий