Если что-нибудь может пойти не так
(«Дикие люди» - “Vildmaend”, реж. Томас Данесков, Дания, 104 мин.)
П.И.Филимонов
Первый полнометражный фильм датского режиссёра Томаса Данескова «Дикие люди»
доказывает две вещи. Во-первых, что датский кинематограф, по-прежнему, является
сейчас одним из самых интересных в трещащей по всем швам Европе. Во-вторых, он лищний
раз доказывает известный закон Мёрфи, не ручаюсь за дословную цитату, но смысл
сводится к тому, что если что-то может пойти не так, именно не так оно и пойдёт.
Начало вроде бы даже смешное, полностью отвечает заявленной в аннотации
чёрной комедии. Обыкновенный датский мужик Мартин – семья, двое детей,
нормальное материальное положение – как-то очень уж остро переживает кризис
среднего возраста и почему-то внезапно решает, что для достижения внутренней гармонии
и тому подобного равновесия ему просто необходимо уйти из дома подальше в леса
(лучше вообще в Норвегию, там леса погуще) и зажить там на просторе так, как
живали викинги в средние века, без благ цивилизации, денег и проблем первого
мира. Охотиться, добывая себе еду, раз навсегда перестать тупить в телефон и
обрести себя в одиноких размышлениях о вечном.
Конечно, ничего у него не получается, и не только потому, что нифига он не
умеет охотиться и обретать себя, а ещё и в силу того, что мир наш слишком тесно
заселён, и уединиться от людей получается не всегда. Роковым образом ему на
голову сваливается попавший в аварию наркокурьер Муса со спортивной сумкой,
полной денег. А дальше начинается какая-то лёгкая скандинавская коэнщина.
Разумеется, за Мусой гонятся все, кому не лень – и его подельники, которых он
счёл мёртвыми (ну или предпочёл так подумать), и малахольные местные менты, у
которых даже и оружия толком нет, и которые все как один напоминают нежного
полицейского из «Твин Пикса», не помню, как его звали, того, который ещё
ухлёстывал за девушкой в свитере, не помню, как звали и её.
И все они, а к ним вдобавок ещё и брошенная жена Мартина, и норвежские
ролевики-викинги (естественно, по мнению Мартина, ни разу не трушные), и ещё
несколько колоритных эпизодических персонажей сплетаются в отчаянный клубок
сюжета, крайне изобретательно авторами замотанный.
Чёрной комедией «Дикие люди» перестают быть довольно быстро. Там, конечно,
есть весёлые моменты, не без этого, но я бы скорее сказал, что тон рассказчика
обо всех этих нелепых происшествиях – это, скорее, грустная ирония. Люди - они
такие люди, всё с ними понятно, и осуждать мы их за это не вправе.
Это, да, немножко похоже на Коэнов, конкретно на «Старикам здесь не место»,
но без коэнского экзистенциализма и какой-то обречённости. За Мусой охотится не
зловещий и безумный Антон Чигур, а такие же, как он, раздолбаи, рожа одного из
которых, к тому же, так перекосилась в том дтп, куда они вместе попали, что
теперь почти невозможно разобрать, что он там говорит.
Ко всему ещё добавляется какая-то обсессия Мартина по отношению к
бутербродам, ну знаете, таким, которые продаются уже готовыми и завёрнутыми в
целлофан. Можно порассуждать о том, что гигантские, и не только, бутерброды –
это датская национальна еда и таким образом Данесков намекает на какую-нибудь,
например, загадочную датскую душу или потешается над местными скрепами. А
может, и нет, может быть, просто так совпало, не в каждой стране обязаны быть
какие бы то ни было скрепы.
Словом, фильм не заставляет скучать, он полон твистов и не всегда ожидаемых
развязок, что до людей – ну они уж такие, какие есть. Местами и дикие. Других людей
у нас с Данесковом для вас нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий