Эволюция весёлых картинок
(«Джокер», реж. Тодд Филлипс, США, 122 мин.)
П.И.Филимонов
Помните первые фильмы про супергероев? Ну, то есть, совсем первые, вероятно,
помнят только люди совсем старших поколений, но первые современные фильмы про Бэтмена, например,
выходили вполне себе в моём собственном детстве. Были они, как правило,
простые, как пирожок с картошкой. Плохой парень должен быть очень плохим и
очень колоритным. Он должен казаться непобедимым ровно до того момента, когда
хороший размотает его на атомы в небе над каким-нибудь Готэмом. Жестокости,
творимые им, должны вызывать омерзение и однозначное желание публики покончить
с ним совместно с хорошим парнем. Спецэффекты и нелепые костюмы. Потому что
никто никогда не сможет меня убедить, что взрослому мужику ходить в шапочке летучей
мыши с ушками – норм.
И вот, спустя тридцать лет после очередной реинкарнации одной из франшиз
режиссёр Тодд Филлипс снимает фильм «Джокер». Как бы предысторию одного из
главных плохих парней этой франшизы, его, так сказать, возвышение и движение к
титулу короля преступного мира. И это уже совсем не фильм по комиксам. Хотя
формально это часть франшизы фильмов по комиксам. В «Джокере» нет ничего от
классического фильма по комиксам. Если вы собираетесь смотреть его как таковой, можете спокойно этого не делать. Это даже не «Чёрный рыцарь», о
котором все в своё время кричали как о новом слове в жанре. Это, в общем,
вообще не этот жанр.
Формально «Джокера», наверное, можно причислить к спин-оффам. Но и то с
натяжкой, поскольку в классическом спин-оффе главный герой получается путём
более пристального рассмотрения эпизодического персонажа основной линии. Джокера
же назвать эпизодическим персонажем никак нельзя, в конце концов, только на
моей памяти его играет вот уже четвёртый актёр и, судя по тому, какой резонанс обычно
вызывает эта роль, хотели бы сыграть ещё четыреста сорок четыре. Хотя, кажется,
«гражданское имя Джокера» прозвучало здесь впервые.
Конечно, Хоакин Финикс – это главное достоинство этого фильма. Как в других
фильмах по комиксам есть спецэффекты, есть сюжетные навороты, есть все эти
безумные гримы и костюмы, так в «Джокере» есть Хоакин Финикс. Который заполняет
собой всё экранное пространство, прогибает этот фильм под себя и, надеюсь, всё-таки
вместе с режиссёром окончательно выводит его за рамки фильма по комиксам.
Ничего другого в этом фильме могло бы и не быть, или, вернее, всё остальное,
все остальные актёры, сама нехитрая история, как из маленького больного комика-неудачника
выросло то, что выросло, служит исключительно в качестве фона. На котором
куражится, изгаляется и наслаждается всеми возможностями своего зрелого
артистического таланта Хоакин Феникс. В каком-то смысле это традиционная
американская история сходящего с ума одиночки в большом городе. Мы смотрим за
человеком, которому вот-вот окончательно, бесповоротно и навсегда сорвёт крышу.
Именно от одиночества, от непонятости, возможно, от отсутствия каких бы то ни
было добрых слов в его адрес. А уж в изображении лузеров и безумцев Феникс
понаторел как мало кто.
Я бы сказал, что Феникс и Филлипс на наших глазах выдумывают и предъявляют
нам новый киножанр. Такой арт-хаус для тех, кто боится этого слова.
Фестивальное кино для спящих на фестивальном кино. Обманка для любителей
экшена. И раскусываешь их обман только тогда, когда, подобно персонажу Роберта
де Ниро, внезапно осознаёшь, что то, что ты брал в библиотеке как журнал «Весёлые
картинки» внезапно в твоих же собственных руках обернулось каким-нибудь
Достоевским Ф.М. и херакнуло тебя топором по голове. Потому что в Готэме никто
не может чувствовать себя в безопасности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий