среда, 5 сентября 2018 г.

А под одеждой они все голые


А под одеждой они все голые
(«Недотрога», реж. Адина Пинтилие, Румыния-Германия-Болгария-Франция, 125 мин).

П.И.Филимонов

А вот давайте прямо вот смело поговорим о том, о чём нас провоцирует поговорить режиссёр фильма «Недотрога» Адина Пинтилие. Не то чтобы мы таким образом шли у неё на поводу, это не совсем так. Как раз фильм, в числе прочего, говорит нам о том, что практически всегда, когда кто-то думает, что кто-то другой идёт у него на поводу, на самом деле не всё так однозначно и вовсе даже может быть, что на поводу у второго идёт как раз первый. И потом они все запутываются и очень долго во всём этом разбираются. Но это только второй, неглавный, психологический посыл этого очень странного фильма, где не поймёшь, играют ли актёры вообще что-либо или просто проживают некоторые части своих жизней, озвучивая – и отыгрывая – части своих жизней, те части своих жизней, которые обычно люди никому не показывают.




Фильм «Недотрога», по большей части, о человеческом теле. Не только в смысле сексуальности, и не столько в смысле сексуальности. Он пытается учить своих зрителей (и это, с моей точки зрения, его главный недостаток – то есть сам факт поучения, вообще не для этого же все эти люди снимают, а другие смотрят подобные фильмы, да и фильмы вообще, правда же?), что не надо стесняться своего собственного тела, каким бы оно ни было. Ну и чужого тоже заодно не надо стыдиться. Вообще как бы не надо стесняться, как пел нам один украинский артист некоторое время назад. И это не про боди-позитив, во всяком случае, таких ассоциаций во время просмотра вообще не возникает.  «Недотрога» - скорее про то, что полностью нормальных людей, в данном случае, в смысле сексуального поведения и так называемой девиантности, пожалуй, что и не существует. Судите сами – мы видим женщину, испытывающую дискомфорт, даже фобию физических прикосновений. Видим человека, мягко говоря, с очень особыми физическими потребностями, единственными более-менее нормально функционирующими органами которого являются его голова (и то, надо сказать, с оговорками) и, по его собственным словам, пенис. Видим его жену, получающую явное удовольствие от разнообразного общения с ним. Видим мужчину, который в 13 лет полностью и бесповоротно лишился всяческого волосяного покрова начисто. Видим какого-то половинчатого транссексуала-философа. Видим мальчика по вызову. Видим человека, предоставляющего, по всей видимости, услуги такого же характера, но тоже под философским соусом.
И все они живут вокруг нас, и все они показывают нам, не углубляющимся обывателям, только айсберговую верхушку своего существования. И все они вполне себе разнообразно и красочно живут там, внизу, под толщей воды. Куда они почему-то взяли и впустили Адину Пинтилие, которая пытается, как кажется вначале, ими немножко манипулировать, а потом всё, ясное дело, переворачивается с ног на голову и уже никто не понимает, кто манипулирует кем, кто доминантен, а кто сабмиссивен, и кто на ком в прямом смысле слова стоит.
Фильм «Недотрога» касается важной для всех нас части жизни, это несомненно. Такие фильмы выходят, выходили и будут выходить с некоторой периодичностью как потому, что эпатажем всегда достаточно легко получить свои пятнадцать (или чуть больше) отведённых минут в виде, в данном случае, Золотого берлинского медведя, так и потому, что в человечестве всегда была, есть и будет сильна некоторая ханжеская прослойка, забывающая о важности этого аспекта межчеловеческих (а иногда, как выясняется из фильма Пинтилие, и внутриличностных) отношений. И, конечно, никто лишний раз не упустит подчеркнуть, что все мы такие разные, но в то же время такие равные, что как бы ни выкручивало наше тело или мозги, все мы имеем право на счастье, на близость, на оргазм, в конце концов. Ну да, всё так. Ну да, имеем. Мне вот кажется, что нормальные люди уже давно перестали даже какие-либо вопросы задавать по этому поводу. А те, кто продолжают их задавать, на фильм «Недотрога» либо изначально не пойдут, либо уйдут после первых 15-20 минут. Так что в некотором смысле показалось, что это выстрел красивой пулей из шокирующего, но прекрасного ружья по неработающей мишени. Как бы вот Адина Пинтилие попадает в зайчика, а зайчик не крутится и шляпу не снимает. Впрочем, почему-то Кристиан Байерляйн всё равно завораживает, я, например, от себя такого вообще не ожидал, зная свою некоторую брезгливость.  Но тут на него можно смотреть часами и слушать его тоже можно часами, пусть даже никаких откровений он нам не сообщает. Кстати, Пинтилие и Байерляйн учат нас в том числе и тому, что брезгливость - это тоже не порок, а нормальная человеческая эмоция. All emotions are welcome here, как говорит другой персонаж фильма. Так что даже и оправдываться совсем не надо. Ну и музыка Бликсы Баргельда как-то направляет, придаёт этому экранному произведению какой-то маленький толчок в ту сторону, в которую бы хотелось повернуться.



Комментариев нет:

Отправить комментарий