пятница, 4 мая 2018 г.

Всех жалко, всё плохо


Всех жалко, всё плохо
(«Опекунство», реж. Ксавье Легран, Франция 94 мин.)

П.И.Филимонов

Дебютный фильм французского актёра, и вот теперь ещё и режиссёра Ксавье Леграна «Опекунство» затрагивает две наимоднейшие и наиактуальнейшие сейчас темы – сексуальные домогательства и семейное насилие. Собственно, в случае с разведённым со своей женой Мирьям Антуаном две эти истории сплетаются воедино и разодрать их одну от другой уже нет решительно никакой возможности. Начинается фильм как судебная драма, и недолгое время кажется, что в этом именно русле он и будет продолжаться, в нудной и специализированной борьбе за права опекунства над несовершеннолетним сыном Жюльеном.
Но слишком уж тяжелым ударом для папаши Антуана стал распад его семьи. Точнее, видимо, всё произошло с точностью до наоборот, распад семьи здесь был всего лишь результатом неизвестно когда приключившихся необратимых изменений в психике Антуана. С другой стороны, вот взять его бывшую жену, Мирьям. Вот ведь жалко же женщину, однозначно, хотя она очень достойно держится и всё такое. То есть, ну так получилось, что её бывший муж то ли внезапно заделался психопатом, то ли – внимание – был таким всегда. Что никак не лишено вероятности, я вот лично не в курсе, как развивается в человеке психопатия и болезненное влечение к конкретной личности. Но ведь она с ним какое-то время жила. И мало того, что жила, так ещё и прижила двух детей, старшей из которых уже стукнуло восемнадцать. Значит, раньше её всё устраивало? Или раньше он таким не был? Или раньше она безмолвно терпела, пока не натерпелась? Или любовь была зла, и она ждала, покуда этот козёл разлюбится? Массу бытовых вопросов вызывает этот фильм. И этим, как кажется, он и хорош.



Это именно такая очень бытовая история, которые, по всей видимости, в изобилии творятся вокруг нас, но так, что мы их сами не видим, а сопричастные, естественно, не рассказывают. И поэтому это всё очень интересно наблюдать. Притом ты понимаешь, что это нездорово, но ничего не можешь поделать. И итог, в общем, более-менее ясен заранее, всё идёт к тому, что Антуан сорвётся, да ещё и представительница Француского Института почти заспойлерила в своей вступительной речи. Так что единственное, чего не знают зрители – это то, как именно сорвётся Антуан, чем это кончится для его жены и детей.
И фиг его знает, про кого этот фильм. Скорее всего, он всё-таки про Антуана, который то ведёт себя со своим собственным сыном, как отъявленная скотина, то временами вдруг впадает в ожидаемую сентиментальность и произносит слова, в правдивость которых не верит вообще никто, кроме него самого. И понятно, по большому счёту, что это не он виноват, виноват его не справившийся с жизнью организм, и даже хочется ему посочувствовать, но потом сразу не хочется, потому что так-то ты считаешь себя нормальным человеком и, как каждый нормальный человек, принимаешь сторону Мирьям и детей.
Или это фильм про Жюльена, который поставлен в безвыходное положение. Вот ему сочувствуешь как раз безоговорочно, особенно в той длинной сцене, когда он пытается до последнего защитить мать, врёт отцу, скрывая место их проживания, но, понятно, проигрывает это маленькое соревнование в хитрости, проигрывает даже не так, как любой ребёнок проиграл бы любому взрослому, а так, как любой взрослый проиграл бы любому психопату.  
Ну и наконец, это кино про всех нас. Потому что при его просмотре не особенно задумываешься о там качестве режиссуры, красоте операторской картинки, игре актёров и так далее, и тому подобное, а больше заглядываешь в себя и пытаешься найти в себе ответы на вопросы, что бы ты делал в такой ситуации, и не заложено ли вдруг тебе всё то же самое, в пока не проявившейся форме.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий