понедельник, 14 мая 2018 г.

Родила царица в ночь





Родила царица в ночь («Огненная лилия», реж. Мария Авдюшко, Эстония, 90 мин.)
П.И.Филимонов
Некоторое время назад мы тут в Киноптикуме уже сетовали по поводу разнообразия жанров и перебирали варианты, чего бы ещё такого замутить нашим отечественным кинематографистам на ниве первооткрывательства горизонтов. Но чтоб вот прямо такое и вот так сразу, мы, честно говоря, предположить не могли. Известная актриса Мария Авдюшко сняла фильм «Огненная лилия», жанр которого никак нельзя определить иначе, чем эротический, прости господи, триллер. Даже местами где-то хоррор. И нельзя сказать при всём при этом, чтоб это был вот совсем вот трэшак трэшаком, как можно было бы опасаться, зная, что это первая попытка начинающего режиссёра в жанре.
Вкратце история вот о чём. Пиа (Ингрид Исотамм) тяжело переживает развод с мужем, к которому, судя по всему, была привязана сильнее, чем он к ней и всё такое. Она как-то пытается вернуться к обычной жизни, через работу, через общение с друзьями и семьёй, но в процессе всей этой обыденности начинает происходить некоторая странная штука. А именно, по ночам, когда женщина засыпает, к ней приходит таинственный некто и натуральным образом осуществляет с ней половые акты. Просыпаясь, Пиа то обнаруживает на теле засосы, то вспоминает, что имела во сне оргазм, то ощущает какие-то иные изменения в своём эмоциональном фоне. Помимо этого – и поверх этого – жизнь её течёт своим чередом, она всё так же работает, встречается с семьёй и всё пытается вычислить супостата. Естественным сценарным путём её подозрение падает на бывшего мужа, который всё отрицает. При этом мы, зрители, сразу понимаем, что это кто-то исключительно мистически-потусторонний, и удивляемся на несчастную Пию, которая не может этого понять, похоже, до самого конца фильма. Дальше – больше. Пиа, которую её бывший муж, все окружающие, да и сама она считали бесплодной, вдруг беременеет (почему-то всегда любил произносить это слово с ударением на четвёртом «е», хотя и знаю, что это неправильно) и, несмотря на то, что так и не понимает, кто этот таинственный ночной сексуальный партнёр, решается оставить ребёнка – или неведому зверушку, ей уже неважно.



Фильм, в общем и целом, смотрится довольно живо, Авдюшко в какой-то степени удалось создать сразу две параллельных атмосферы – совершенно узнаваемую атмосферу повседневной жизни в Таллинне, и параллельно с этим атмосферу неизведанного и непознанного. Всё бы хорошо, ты милостиво готов прощать первый блин комом, и почему только готов? Ты его и прощаешь. Всё почти получилось, за исключением, как мне кажется, одной, может быть и не слишком крупной, но достаточно важной вещи. Вот я сейчас расскажу, а вы можете со мной не соглашаться. Мне кажется, что в таких ситуациях, вот в случае такого эротического триллера с «фигурой умолчания о муже», сами авторы должны знать и понимать, кого они там напридумывали. Грубо говоря, режиссёр должен быть в состоянии сам себе ответить на вопрос, кто этот таинственный ночной любовник. Это необязательно выдавать зрителям – но самим понимать это нужно.
 Здесь, мне кажется, этого не происходит. Это, конечно, мои досужие домыслы, но есть некоторое ощущение, что съёмочная группа ничуть не больше зрителей понимает, кто приходит к женщине в ночи и становится объектом смутного пииного желания.
Что в таких случаях делает профессионал кинематографа? Скорее всего, самым простым вариантом является тот, к которому и прибегают авторы фильма. Оставить финал открытым, а развязку провисающей. Фигурально ускакать в закат с загадочной, но бесконечно пленительной улыбкой на устах. И пусть их сами додумывают. Если что, всегда можно сказать, что кино у нас ни фига не жанровое, где все концы должны соединяться, а ниточки связываться, а авторское. Мы художник, мы так видим.    



Комментариев нет:

Отправить комментарий