воскресенье, 1 апреля 2018 г.

Будущее


Будущее
(«Счастливчик», реж. Джон Кэрол Линч, США, 88 мин.)

П.И.Филимонов
На самом деле таких фильмов довольно много. Взять хотя бы «Простую историю» другого Линча, который то ли в качестве вспомоществования однофамильцу, то ли в знак схожести идей появляется в «Счастливчике» в запоминающейся роли второго плана. Или несколько японских фильмов, в которых, правда, всё происходит и заканчивается, как правило, гораздо трагичнее. Или, например, шведский фильм «Вторая жизнь Ове». Словом, тема эта понятным образом популярна в развитых странах, где медицина шагнула сильно вперёд, продолжительность человеческой жизни повысилась, и стареть приходится по-разному. Некоторым, в силу разных причин, в одиночестве.
Роль заглавного героя "Счастливчика" исполняет девяностолетний на момент съёмок актёр Харри Дин Стэнтон. Следовательно, как бы ни старались возможные гримёры и прочие куафёры, персонажу лет примерно столько же, напрямую об этом не говорится. Но они и не стараются, в смысле гримёры с куафёрами. Мы наблюдаем не слишком благородную старость как она есть. Не слишком благородную, с одной стороны, потому что нельзя сказать, чтобы Счастливчик в исполнении Стэнтона постарел как-то красиво. Нет, перед нами самый обыкновенный – условимся – девяностолетний старик из американской глубинки. Который проживает самую обыкновенную жизнь. Всем, и ему самому, ясно, что не проживает, а доживает. Но, со стороны другой, в «Счастливчике» нет никакого трагизма. Старик достаточно бодр и жизнерадостен, он не отказывается, например, от употребления горячительных напитков, вступает в полемику с другим посетителем кафе, которая доходит чуть ли не до драки, и имеет ещё какое-то подобие отношений с женщинами. Ну, в той степени, в которой это возможно в девяносто лет.


Счастливчик ни разу в жизни не был женат, поэтому доживать старость ему приходится в одиночестве. И даже тут Линч (на этот раз режиссёр, то есть, как бы не тот Линч, но, в случае этого фильма как раз наоборот – тот Линч) не прибегает ни к какому трагизму, не подпускает слезы и душещипательности, не увязает в назидательности типа «как ты прожил жизнь, так ты её и заканчиваешь». Более того – и в этом, наверное, главная фишка этого незамысловатого фильма, Счастливчик Стэнтона – атеист, и остаётся атеистом до победного конца, так что и утешиться в боге перед смертью – как можно было бы представить в случае какого-нибудь другого режиссёра – ему не предоставляется возможности.
Собственно, как нам представляется с нашей колокольни, фильм как раз для того и снимался. Точнее, по всей видимости, ещё одной мотивационной составляющей было желание отдать должное актёру, которого все аннотации называют легендарным и чуть ли не несокрушимым, им в данном случае явно виднее, я не очень его знаю. А так – это рассказ о том, что вполне может произойти и с нами, если наша медицина тоже не подкачает, и никаких несчастных случаев не произойдёт, а Альцгеймер не подкрадётся незаметно. О том, что даже в девяносто лет можно не вести существование, а вполне достойно проживать те немногие годы и месяцы жизни, которые ещё остались. Не менять своих убеждений и образа жизни. Конечно, организм всё равно будет подводить и посылать странные сигналы, как он делает и со Счастливчиком Стэнтоном, пугая своего обладателя и заставляя его задумываться о том, что ждёт впереди. Но от этого, как бы кто бы из нас ни старался, нам всё равно никуда не деться. Будет страшно, будет больно, будет неприятно. Но всё это за кадром, уже за пределами фильма «Счастливчик». Когда наступит и наш момент для умирания в одиночку. А пока будем жить достойно и не будем изменять своим принципам. Например, принципу периодического обозревания здесь новинок кино для вас.



Комментариев нет:

Отправить комментарий