Симфоническая музыка как
прокатный стан
П.И.Филимонов
Фильм Валентина Куйка и Манфреда Вайнокиви «Семейная ложь» оставляет
странное впечатление. Нельзя сказать, что это зря потраченное время – к несомненным
достоинствам фильма относится его короткая продолжительность. Нельзя сказать,
что ты не получаешь от этого фильма совсем ничего – именно этим мне всегда и
нравится эстонский кинематограф, в каждом фильме (за исключением, быть может,
единственно «Чёрного альпиниста») всё равно есть что-то милое, своё, домашнее,
хотя бы интерьеры, хотя бы какие-то оммажи кому-то или чему-то, что и зритель
тоже должен бы знать. Но вот как-то…не знаю. По сути дела, о чём фильм,
более-менее ясно уже по трейлеру. Если внимательно посмотреть трейлер, там есть
уже почти всё, можно додумать сюжет полностью, с очень маленькой вероятностью,
что ошибётесь. Кроме одного маленького поворота этого самого сюжета, в трейлере
обозначено всё. Оно да, оно и всегда так бывает, просто обычно то лёгкое
обозначение, которое мы видим в трейлере, в настоящем фильме обрастает
бесчисленными наворотами, так что от предварительных трейлерских намёков
остаётся какое-то неправильное предвкусие, короче, всё не так, как в фильме.
Здесь же всё предельно просто. Волею судеб Тамбет Туйск (который, видимо,
после «Нулльпункта», теперь навсегда обречён играть разной степени гадкости и подлости музыкантов) становится исполняющим обязанности главного дирижёра маленького пярнуского,
ни на что не претендующего оркестрика, в котором, в силу малочисленности
населения города и вообще скудости эстонской музыкальной нивы, играют и его
жена, и друзья-приятели. Старый главный дирижёр, его собственный тесть в
исполнении Романа Баскина, сходит с дистанции в силу подорванного на тяжкой
музыкальной ниве здоровья. И, разумеется, власть – даже самая маленькая, и в этом
ирония, вот он, тонкий замысел аж целых двух режиссёров – тут же ударяет Эгону (герою
Туйска) в голову, он начинает интересничать на пустом месте, играть в
объективность, и, естественно, тут же проявляется его прогнившая нехристианская
(как написал бы один известный рецензент) сущность. Отношения с миром
стремительно портятся, тайны и ложь, окружающие Эгона, множатся, как рыбы и
хлеба, которыми Христос накормил страждущих в пустыне, и ты ждёшь уже логичного
завершения банкета. Примерно с двадцатой минуты фильма начинаешь предполагать,
что кончится всё для Эгона не слишком хорошо, он потеряет нормальные отношения
с большинством окружающих его людей, а Роман Баскин оклемается после инсульта и
этаким деусом экс махина придёт и исправит всё, подобно человеку из Кемерова.
Всё как бы понятно, фильмов таких было уже видимо-невидимо.
И вот тут единственный раз двум режиссёрам удаётся зрителя удивить. Ничего
этого не происходит. Эгон по спирали повторяет путь своего тестя – и в жизненном
смысле вранья и безответственности и, логично предположить, в музыке тоже. С одной
стороны, должность главного дирижёра вроде бы звучит довольно внушительно, с
другой стороны, кто слышал хоть что-нибудь о пярнуском оркестре?
Куйк и Вайнокиви сняли кино удивительного жанра – производственную драму из
жизни симфонического оркестра. Точь-в-точь, как в советское время снимали про
директоров заводов, проблемные коллективы ткацких фабрик, конфликты в бригадах
строителей БАМа. С точно таким же эффектом. Придраться к актёрам невозможно,
все стараются, как умеют, все ювелирно играют то малое, что прописано для них в
сценарии. Картинка красивая, девушки окружают главного героя сплошь красивые,
хрестоматийные северные блондинки, и дают они герою-метростроевцу на раз,
впечатлившись его современным отбойным молотком, и всё вроде бы жизненно, нет
хороших и плохих людей, есть разные предлагаемые им обстоятельства. А вот
впечатление остаётся никакое. Совсем никакое. Ничего толком нельзя сказать про «Семейную
ложь». Правдоподобно? Да. Вполне так в жизни бывает. Хорошо снято? Как минимум,
профессионально. Зачем снято? Нет ответа. Ещё один эстонский фильм. Check.
Комментариев нет:
Отправить комментарий