Парное катание («Птица»/“Bird“, реж. Андреа Арнолд, Великобритания, 119 мин.)
П.И.Филимонов
Довольно часто так бывает, что фильмы идут парами. Сначала появляется один фильм на какую-то тематику, и практически сразу же появляется другой фильм, который тоже рассматривает эту же тематику. Иногда с совершенно другого бока, а иногда и примерно оттуда же. Фильмы эти не связаны друг с другом ничем, их создатели, скорее всего, даже незнакомы, просто, как известно, идеи носятся в воздухе – и, видимо, делают это одновременно. Плюс тем вообще не так чтобы очень много.
Британский фильм «Птица» в этом смысле дополняет и окружает эстонский фильм «Франк». И тот, и другой рассказывают о жизни в каком-то маленьком городке. И в том, и в другом в центре повествования – подросток из числа так называемых «сложных», на одинаково непростом этапе своей жизни. Правда, во «Франке» этот подросток - мальчик, а в «Птице» - девочка, но это не имеет решающего значения. И в том, и в другом есть некая банда, состоящая из детей, которые ведут себя совсем не по-детски. И в том, и в другом главный герой знакомится с человеком, которого иначе чем «фрик» никак не назовёшь.
На этом внешние сходства заканчиваются (как будто их было недостаточно). Различия тоже есть. Во «Франке» одним из главных носителей зла в отношении центрального персонажа является его собственный отец, в «Птице» отец Бейли её любит и старается, как может, обеспечить какое-то пристойное существование. Другое дело, что сам он еле-еле вышел из подросткового возраста (а ментально его дочь, пожалуй, и старше его), так что у него получается только с увеселительной составляющей детства, в заботу и ответственность он не очень умеет. Чтобы два раза не вставать, стоит сказать, что папу играет Барри Кьоган, тот самый, который сыграл второстепенного подростка в «Банши Инишерина», тот самый, который сыграл суку-главного героя в «Солтбёрне», в общем, играет прекрасно. Каждый раз, когда папа Бейли появляется в кадре, в него, в этот самый кадр как будто входит то разудалое английское мальчишество, которое в ближайшем приближении можно наблюдать у футбольных хулиганов или на некогда популярных в наших краях холостяцких вечеринках– но без насилия. Пиво, два поднятых вверх пальца, громкие шутки про пердёж, такое что-то.
Главное же, что отличает эти два фильма по существу – это, собственно, личности фриков, с которыми дружат центральные персонажи. Характерно, кстати, и то, что оба фильма как раз и названы именами этих самых фриков.
Птица в «Птице» - это имя странного человека, который неожиданно оказывается в городе, где живёт Бейли со всеми своими проблемами. Он рассказывает ей, что ищет свою семью и хочет посмотреть на то место, где жил когда-то в младенчестве. Бейли почему-то решает ему помочь.
И, в отличие от «Франка», «Птица» потом выруливает в довольно неожиданном направлении. То есть, этого можно было бы ожидать, если бы фильм был немного другого жанра, тут я бы ничего не сказал. Но что так всё обернётся в простой социальной драме – было удивительно. Хотя возможно, эта трансформация Птицы (помимо того, что выпирает из имени – простите за спойлер) на самом-то деле происходит у Бейли в голове.
Потому что дети, какими бы крутыми и жёсткими они не казались со стороны, всё равно верят в сказки и в справедливость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий