„Бхагавад-гита»,
или Апокалипсис не сегодня-завтра («Оппенгеймер»/“Oppenheimer“, реж. Кристофер Нолан, Великобритания-США, 180 мин.)
П.И.Филимонов
Что я знал о Роберте Оппенгеймере до просмотра нолановского байопика? Достаточно
мало, знал, что он создал первую атомную бомбу, знал про растиражированную
везде и всеми цитату из «Бхагавад-гиты» (в фильме она всплывает аж несколько раз,
тема её некоторым образом педалируется, видимо, как раз из-за того, что
большинство людей только это об Оппенгеймере и знают, и каждый из этого
большинства, подобно мне, считает, что обладает неким сакральным или
эксклюзивным знанием, в то время, как это уже, похоже, стало избитой истиной),
вот, пожалуй, и всё. Надо сказать, это почти сознательная позиция – в конце
концов, если байопик побудит меня больше почитать о том, как оно в жизни того
или иного героя было на самом деле, значит, это хороший байопик. Если нет –
тоже не значит, что плохой.
«Оппенгеймер» не побудил. Потому что, мне, очень интуитивно, кажется, что
Нолан близок к реальной жизни, что вот именно так всё и было, что жизнь «отца
атомной бомбы» в фильме совсем не приукрашена, как раз именно потому, что
событиями достаточно бедна. Ну что, ну что там – студенческая молодость,
задатки блестящего учёного, потом всё это отчасти похеривается в пользу, по
сути, административной работы руководителя проекта «Манхэттен», день триумфа,
переосмысление содеянного после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, подозрения в
ненадёжности во времена маккартизма, признание заслуг в конце жизни. Две
женщины в его жизни, обе не совсем в себе. Вполне верится. Фильм смотрится,
несмотря на то, что никаких обычных нолановских штучек в нём нет.
Смотрится, как мне кажется, по двум причинам. Первая – прекрасная игра
Киллиана Мёрфи (опять же можно уже сейчас без большого риска спрогнозировать
ему как минимум попадание в номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль), у
которого получилась та самая «арка героя», про которую нам рассказывают все те,
кто прослушал краткий видео-курс от тех, кто прочитал учебник по написанию
сценария, написанный теми, кто сам сценариев не писал, но прекрасно знает, как
это делается. Его Оппенгеймер – разный. Он изменяется, эволюционирует и куда-то
двигается в течение всего фильма. От немного самовлюблённого молодого и подающего
надежды учёного – к талантливому администратору, который понимает, как использовать
сильные стороны всех важных людей своей команды и нивелировать их слабые
стороны – к немного растерянному человеку, во всём поведении которого читается «что
я наделал» - к человеку, смирившемуся и со своей жизнью, и с теми
последствиями, которые она принесла человечеству.
Вторая причина, по которой это кино очень своевременно и не так одномерно,
как могло бы быть, будь оно простым байопиком – это, конечно, рассуждения (даже
если не прямые) на тему атомной и водородной бомб. Безусловно, если бы не
Оппенгеймер, атомную бомбу создал бы кто-нибудь другой, и не исключено, что
последствия были бы куда страшнее. И, конечно, одним фильмом, как и бесконечными
петициями учёных, ничего не изменишь, раз у человечества это оружие есть, никто
не будет его уничтожать, более того, всегда будет существовать риск его
применения. Даже не потому, что все политики – мудаки, а все учёные –
рефлексирующие слизняки (но что-то такое из фильма читается, да), просто в силу
естественного хода вещей. Уничтожение человечества сложно себе представить, а в
историю войти, как, например, Трумэну, хочется. И неважно, что эту историю
будет некому читать. На этом конце это крайне трудно понять.
Кристофер Нолан попытался сделать так, чтобы понять это было хотя бы
чуть-чуть легче.
Комментариев нет:
Отправить комментарий