вторник, 12 декабря 2023 г.

Владислав Реймонт и технологии

 

Владислав Реймонт и технологии

(«Крестьяне»/“Chłopi“, реж. ДК Уэлшман, Хью Уэлшман, Польша-Сербия-Литва, 115 мин.)

П.И.Филимонов

От этого фильма веет классикой. Добротной такой классикой начала двадцатого века, когда уже можно было говорить про секс, но ещё теплились идеальные представления о больших формах. Когда ещё можно было писать романы в несколько томов, и ещё было время их читать. Когда герои были красочны и уже, вроде бы, достаточно многомерны, но уж если попадается автору роковая красавица, то уж она, во-первых, красавица такая, что прямо умереть не встать, все конкурсы «Мисс Мира и Вселенной» немедленно закрываются, увидев её, потому что любой соревновательный момент теряет всякий смысл, а, во-вторых, роковой элемент в её характере - он тоже такой роковой, что ни один мужчина не может пройти мимо неё без греховных мыслей. Включая автора данного текста, что уж там. 


Фильм польско-британского семейного дуэта «Крестьяне» снят по роману польского же нобелиата Владислава Реймонта начала двадцатых годов под названием «Мужики». Насколько я понимаю (а слово «хлопи» входит в те десять польских слов, которые я знаю), оригинальное название фильма повторяет название романа, а вот мировые прокатчики почему-то это название расширили, причём на всех языках. То ли дело в гендерном равенстве, то ли они посчитали, что история масштабнее, и не только мужики являются её движущей силой. Пожалуй, в этом с ними даже можно согласиться.

В польской деревне Липце живёт бесконечно красивая девушка Ягна, от которой без ума все местные мужики поголовно, от чего ничего хорошего ей не светит. К тому же, Ягне надо соблюдать приличия, беречь свою целомудренность и так далее – время такое – а мужики они тоже такие, и, когда она делает свой выбор в пользу одного из них (естественно, женатого) – предпочитают дать выход своей половой фрустрации в том, чтобы начать обвинять её в блядстве. Потом Ягна выходит замуж по расчёту за старика, отца своего женатого кавалера, и история приобретает эпический размах. В соперничестве отца и сына за красивую женщину (а Ягну играет действительно очень красивая актриса, тут нас не обманывают, а подтверждают накал страстей визуалом), несомненно, есть что-то от древнегреческих мифов, так что уже изначально понятно, что ничем хорошим история закончиться не может.

Дуэт режиссёров этого кино до этого снял нашумевший фильм «С любовью, Винсент», и «Крестьяне» выполнены в той же технике. Сначала они сняли фильм с живыми актёрами, потом послали готовый материал художникам в четырёх разных странах (четвёртая – Украина, где люди работали над фильмом под бомбёжками), и те сделали из фильма с живыми людьми анимацию. Попросту, нарисовали все движения актёров – достоверно и непонятно, зачем. Красиво, я не спорю, но как-то такая техника кажется мне излишним умножением сущности. Впрочем, вероятно, без неё фильм был бы достаточно проходной экранизацией классики с очень красивой полячкой в главной роли (зовут её Камила Урзедовска, если это важно).

Люди жестоки, особенно жестоки по отношению к красоте, завистливы и полны насилия, которое сдерживается только до поры до времени. Ничего нового, половина классических произведений как раз об этом нам и повествует. Так набор историй вообще, как говорят, достаточно ограничен. «Крестьяне» - скорее, всё-таки, не про «что», а про «как». Хотя бритву Оккама никто не отменял.



Комментариев нет:

Отправить комментарий