воскресенье, 3 декабря 2023 г.

Повар спрашивает повара

 

Повар спрашивает повара

Рецепт любви»/ „Pot- au- feu  le Dodin Bouffant,реж. Чанг Ань Хун, Франция, 145 мин.)

П.И.Филимонов

Счастье – это умение продолжать ценить то, что у тебя уже и так есть. Таким ошеломительным афоризмом от Блаженного Августина суммируется этот необычный фильм, который сначала кажется про еду, и потом кажется про еду, и очень долго кажется про еду, а в конце оказывается вовсе не про еду.



Конец девятнадцатого века. У богатого французского гастронома и эпикурейца Додена Буффана (Бенуа Мажимель) личным поваром работает прекрасная Эжени (Жюльетт Бинош). Думаю, что, если бы Эжени жила сейчас, она не вылезала бы из всевозможных Бокюз-д-оров, а мишленовские рестораны рвали бы друг другу глотки за право заполучить её своим шеф-поваром. Её кулинарное искусство на грани гениальности. Буффану очень повезло, что она работает у него, но повезло и ей. Не всякий творческий человек имеет возможность творить для столь понимающего мецената, как Буффан, страстью всей жизни для которого является вкусно поесть самому и накормить друзей. Не просто вкусно, а максимально изысканно, необычно и шикарно, на все, словом, деньги. Буффан и сам неплохой кулинар, он тоже периодически готовит. Так они и живут. Готовят, удивляют гостей наготовленным и периодически вместе спят. Потом Буффан делает Эжени предложение, которое она принимает, но пожениться они не успевают, потому что Эжени умирает. И вот с момента её смерти оказывается, что фильм этот не про еду и не про кулинарию.

И даже как-то очень сложно объяснить, про что он. Кажется, он про счастье. Про счастье, которого почти ни один из нас не способен ощутить в момент его, если можно так выразиться, проистекания, а осознаёт только тогда, когда оно нас – часто безвозвратно – покидает. Про плач по волосам после снятой головы. Про разлитое молоко. Не потому даже, что все попытки Буффана найти замену Эжени обречены на неудачу – хотя повара, которых он пытается нанимать после её смерти – достаточно квалифицированны, но дело же не только в квалификации. Эта природа, это французское лето, которое они с Эжени так недавно обсуждали, эти красивые пейзажи обретают новый смысл, совсем другой по сравнению с тем, что был ещё несколько недель назад.

В очень простое по форме кино Чанг Ань Хун – может быть, сам того не желая, заложил как минимум два разных посыла, это фильм с двойным дном, во всяком случае, так он считывается. Фильм-перевёртыш, меняющий  жанр даже не на полдороге – такое периодически всё-таки случается – а минут за двадцать до конца. Как будто режиссёру надоело кухонное наполнение своей же собственной работы – а блюда в фильме показаны с королевской какой-то роскошью, со всем мастерством и старательностью специализированных кулинарных видео – и он решил показать зрителям, что не только совы, но и всевозможные гуляши-беф-строгановы не совсем то, чем они кажутся. Этот переворот очень элегантен, и, несомненно, делает этот фильм. Думаю, что именно за него «Рецепт любви» и получил Сезара. Всё-таки во Франции понимают толк как в еде, так и в кинематографе.



Комментариев нет:

Отправить комментарий