Роми Шнайдер, детская порнография и Квентин Тарантино («Корсаж»/“Corsage“, реж. Мари Кройцер, Австрия-Германия-Люксембург-Франция, 115 мин.)
П.И.Филимонов
Всё непросто с этим фильмом. Скандал, даже два параллельных скандала, разгоревшихся вокруг его выхода в странах-участницах проекта, в значительной степени заслонили сам фильм, и волей-неволей заставили взглянуть на кино под совсем другим углом.
Если подробнее, в январе этого года один из актёров
фильма, Флориан Тайхтмайстер (в фильме он играет Франца Иосифа I)
был обвинён в производстве и хранении тысяч единиц детской порнографии. В феврале
должен (уже был, если верить источникам) состояться суд, на котором Тайхмайстера
ждёт до двух лет тюрьмы.
Дальше – больше. Ещё в 2022 году, незадолго до премьеры «Корсажа» в Австрии
одна местная актриса (не снимавшаяся в этом конкретном кино) обвинила другого
актёра этого фильма (личность которого, по австрийским законам, до суда или выдвижения официальных обвинений,
разглашению не подлежит) в сексаульном харассменте в рамках движения #metoo. В Австрии, так сказать, на родине «Корсажа», даже были
попытки бойкотировать прокат фильма или там устроить ему крайне негативный
пиар, но в итоге фильм выдвинули от Австрии на соискание Оскара на за лучший,
как это теперь называется «международный фильм». В шорт-лист он не попал, но не
это в данной истории важно. Важно – пожалуй то, что каждый зритель может сам
занять позицию, и, например, демонстративно «Корсаж» проигнорировать.
Те же, кто этого не сделают, увидят очередной байопик о Сисси. То есть,
если официально, императрице Австро-Венгрии Елизавете Австрийской (она же
Баварская), жене Франца-Иосифа I, противоречивой и крайне привлекательной фигуре
европейской истории. Её классическое воплощение на экране когда-то прославило великую
и прекрасную Роми Шнайдер, в далёкие пятидесятые снявшуюся в целой трилогии о
Сисси, и затем отчасти ставшую жертвой этого образа. И фигура Шнайдер настолько
прилипла к образу Сисси, что не сразу удаётся воспринимать в её роли другую
актрису. А оно того стоит.
В «Корсаже» уже зрелую, сорокалетнюю Сисси (которую, кажется, специально,
за весь фильм так ни разу не называют) играет самая, пожалуй, известная из ныне
живущих люксембурженок, Вики Крипс. И играет совсем по-другому, не так, как это
делала Шнайдер. У Крипс императрица – это какое-то раздираеммое противоречиями,
внутренними драмами, чуть ли не клинической депрессией существо, которое еле
мирится со своим существованием вообще, старением в частности и положением до
кучи. Елизавета не слишком хочет править, очень не хочет стареть и, кажется, не
очень заинтересована даже в продолжении собственной жизни. Притом вроде бы не
слишком понятно, с чего это она – с жиру, может, бесится? Да, её старшая дочь
умерла достаточно задолго до начала действия фильма, но, как говорит ей доктор
в психиатрической лечебнице, которую Елизавета посещает в порядке
благотворительности – «У этой женщины умер ребёнок, но у неё ещё трое», так что
её расстройство совершенно для общества непонятно.
И в общем, это примерно весь фильм, нервный, неудобный, какой-то такой чуть
истеричный, как Крипс в роли Сисси, вроде бы ничего особенного не происходит, но
мы наблюдаем женщину, которой, мягко говоря, не очень хорошо, несмотря на все
ресурсы, которые находятся в её распоряжении. От этого зрителю тоже становится
не слишком удобно на всё это смотреть, да ещё и режиссёрка Мари Крейцер решила
поиграть в Тарантино наоборот и, подобно голливудскому коллеге, повернуть историю
вспять – только наоборот, в худшую сторону.
Комментариев нет:
Отправить комментарий