понедельник, 14 марта 2022 г.

In your head, in your head they are fighting

 

In your head, in your head they are fighting

Белфаст», реж. Кеннет Брана, Великобритания 98 мин.)

 П.И.Филимонов

Когда я слышу про беспорядки и столкновения в Белфасте, первое, что мне вспоминается, это Долорес О´Риордан, покрашенная в золотую краску. Таково уж влияние культуры на историю, что спустя время, которое лечит раны, мы помним уже не само событие, а его отражение в том или ином знаковом произведении. Вполне возможно, когда нынешняя война закончится справедливой победой Украины и пройдут годы, люди будут помнить о ней, в том числе, по стихотворению про русский военный корабль.



Но это я так. «Белфаст» Кеннета Браны – о конце шестидесятых, о начале очередного витка в бесконечном конфликте католиков и протестантов в этом отдельно взятом уголке Европы. И показана эта история глазами маленького мальчика, который толком ещё ничего не понимает, понимает только, что жизнь вдруг радикальным образом поменялась и лишилась всякой возможности на возвращение к нормальности. Мальчик ещё по инерции продолжает играть, но его игры заканчиваются прямо в кадре, по крайней мере, игры на той территории, на которой он родился.

Люди довольно долго, большую часть фильма, пытаются приспособиться к меняющимся обстоятельствам – и это притом, что, хоть напряжённость и сохраняется постоянно, прямых столкновений каждый день не происходит. Пытаются принять наступившие изменения, подстроить под них свою жизнь. Они проводят с детьми беседы насчёт того, что нужно говорить на улице, если их спросят, католики они или протестанты (спойлер – почти нет никакого варианта правильного ответа, всё зависит от того, угадаешь ли ты, кто и зачем тебя спрашивает), они по возможности учат детей, что мародёрство – это плохо, они не хотят уезжать из родного города.

Брана снимал про своё детство. Он сам родился в Белфасте, он сам в девятилетнем возрасте вместе с родителями переехал на север Англии, спасаясь от столкновений, грозивших перерости в полноценную гражданскую спецоперацию. Ему самому пришлось в Англии избавиться от своего ирландского акцента, чтобы перестать быть объектом буллинга со стороны весёлых одноклассников.

Как мы уже говорили в связи с «Рукой бога» Соррентино, про своё детство почти у всех режиссёров получается снимать хорошо. «Белфаст» - не исключение. Это личное кино, личная драма Браны, который, как кажется сейчас, постфактум, не был бы тем, кем он стал, если бы не эта детская история – не буду называть её травмой, лично с Браной я не знаком, а по «Белфасту» впечатления травмы у главного героя не создаётся. Но вот кажется, что если бы Брана остался в Северной Ирландии и строил бы свою кинокарьеру там, это была бы совсем другая кинокарьера. Не такая вылизанная, что ли.

Плюс ко всему «Белфаст» - это картинка эпохи. Картинка благополучной жизни в самом конце шестидесятых в провинциальном – хоть и столичном – городе Великобритании, о которой нам здесь, в силу разных причин, достаточно мало известно. Посмотрите на эти двери домов, открывающиеся на улицу, как наши/ваши дачи открываются на веранды, без всякого крыльца, подъезда, парадного. Посмотрите на эти моды – такое ощущение, что женщины, хотя вроде уже, пусть даже чисто теоретически, и знающие о феминизме, одевались исключительно с целью быть воспринимаемыми как сексуальные объекты (хотя, возможно, это влияние весны на зрителей фильма). И на фоне того, что происходит сейчас, да и не только, белфастские столкновения 1969 года не выглядят чем-то ужасающим и бросающим в дрожь, но жизнь семьи главного героя фильма они разрушают бесповоротно. Как хрупко всё, как всё непрочно, как легко ломается и как тяжело потом склеивается заново.

Хотя, на мой взгляд, вот именно с этим ощущением Брана в «Белфасте» и не дожал.



Комментариев нет:

Отправить комментарий