пятница, 18 марта 2022 г.

А потом он включил камеру и достал винтовку

 

А потом он включил камеру и достал винтовку

(«Нитрам», реж. Джастин Курзель, Австралия, 101 мин.)

 П.И.Филимонов

Меня всегда интересовали фильмы про маньяков и шутеров. Всегда хотелось понять, как тот или иной режиссёр представляет превращение. Потому что, во-первых, к сожалению, нельзя залезть в мозг такого человека самостоятельно и получить представление о том, что там происходит на самом деле. Так что судить об этих превращениях – а это, ей-богу, в данном случае самое интересное – мы можем только по версиям конкретных режиссёров и сценаристов.




Фильм австралийского режиссёра Джастина Курзеля «Нитрам» основан на реальных событиях – массовой стрельбе в городке Порт-Артур в Тасмании в апреле 1996 года. Это самая крупная по количеству жертв бойня на территории Австралии, устроенная одиночкой. Погибли тогда 36 человек.

Фильм «Нитрам» (это «Мартин» наоборот, так, по версии режиссёра, дразнили в школе учинившего бойню Мартина Брайанта) концентрируется на том, как он дошёл до жизни такой. А это как раз всегда самое интересное. В «Нитраме» всё показано достаточно подробно и понятно. Мартин и изначально не был особенно одарённым и социально вовлечённым молодым человеком, а когда он потерял своего единственного друга, бывшую актрису и певицу Хелен, тоже мягко говоря не самую обычную даму, дела совсем разладились.

Нитрам одинок, и из этого одиночества у него нет выхода. Он пытается общаться с миром через деньги, которые завещает ему Хелен, но и это не приносит искомого результата, тем более, что, если спросить у него, думаю, он не смог бы объяснить вопрошающим, к чему именно стремится. Хочет ли он, как многие подобные шутеры, просто любви и внимания, получение которых трансформируется у него в голове подобным образом? Бог весть. В конце концов, Нитрам, как мы видим в течение фильма, по большому счёту, не умеет ничего делать. У него последовательно не получается: заниматься сёрфингом, стричь газоны, водить машину, общаться с девушками, заниматься тем, что он называет «бизнесом». Он умеет хорошо стрелять, это да. И это умение по ходу фильма возрастает.

Любое ли одиночество ведёт к жажде убивать? Надеюсь, что всё-таки нет, хотя текущие события косвенно подтверждают эту версию Джастина Курзеля. Нитрам, конечно, не запирается в бункере в отчаянном страхе заразиться – до коронавируса там у них ещё больше двадцати лет, да и нет в нём осознанного желания уйти от людей. Скорее, наоборот, он всё пытается к ним пробиться, самыми разными путями, но они его не признают, не принимают, отталкивают. И их тут тоже можно понять, кому охота общаться с крайне странным, крайне замкнутым и склонным к припадкам ярости молодым человеком, который к тому же не сильно этим самым навыком общения владеет? Так что получается такой замкнутый круг. Общаться ему не с кем, от этого его навыки общения, если они и были, становятся всё хуже, в результате при очередной отчаянной попытке пойти с кем-то на контакт (а Нитрам всё-таки до какого-то момента более-менее регулярно это делать пытается) всё получается с каждым разом только хуже и хуже.

И тогда он идёт в кафе, овеянное последним, видимо, для него приятным воспоминанием, там они с его родителями и Хелен не так давно, когда ещё все были живы, отмечали его день рождения. И тогда он покупает сок и фруктовый салат, съедает салат и выпивает сок. И тогда он включает и ставит на стол видеокамеру и достаёт из сумки первую винтовку. И тогда он начинает стрелять. Потому что если вы не хотите с ним общаться по вашим правилам, он будет общаться с вами по своим.



Комментариев нет:

Отправить комментарий