Гераклит для чайников
(«Анкета», реж. Алёна Суржикова, Эстония, 90 мин.)
Я закончил школу на семь лет раньше Алёны Суржиковой. Я говорил с людьми,
которые закончили школу на три-четыре года позже Алёны Суржиковой. Феномен так
называемых анкет – это, видимо, очень угнездившаяся в советской школе «инициатива
из низов», которая занимала там настолько прочное место, что пережила и крах
советской империи, и многие жизненные перемены. Думаю, что сломалась «анкета» только
с окончательным вступлением в жизнь школьников цифровых технологий. Просто
потому, что нынешние дети не особенно часто пишут от руки, ну и соцсети заменяют
им старые добрые бумажные опросники.
Идея фильма сама по себе очень проста, но и в этой своей простоте дико
привлекательна. Взять свою старую школьную анкету, разыскать несколько
одноклассников, которых судьба особенно поразбросала по миру, и снова задать им
несколько краеугольных вопросов из этой самой «анкеты». Хотелось бы охватить
всех, но я понимаю, что тогда кино было бы безразмерным. Поэтому ограничиваемся
той выборкой, которую за нас сделал автор – а это, как я уже сказал, люди,
наиболее экзотически заброшенные судьбой. Ну или наоборот, наиболее
архетипично.
Алёнин класс, был, несомненно, гораздо более философски настроен, чем,
например, мой. Или это дело в самой Алёне? В наших «анкетах» самым
животрепещущим вопросом – тем, ради которого, собственно, всё и затевалось - был
вопрос «Кого ты любишь?» Балагуры и каламбуристы из числа одноклассников,
естественно, отвечали «Маму и папу», тогда наиболее изощрённые составители
анкет уточняли «Кто тебе нравится из мальчиков/девочек класса?». Не помню, отвечал ли я тогда на этот вопрос
честно или тоже что-то темнил, но нравилась мне тогда девочка по имени Инна, это
я постфактум решил признаться, хотя об этом и так все, вроде бы, знали. В Алёниной
анкете всё как-то глубже и философичнее – она задаётся вопросом «Что такое любовь?».
Может, девочки вообще менее утилитарны, кто его знает.
Фильм «Анкета», по большому счёту, показывает нам одну очень простую вещь,
для понимания которой, наверное, и не надо было ничего снимать, это и так
понятно, как со мной и девочкой Инной – люди меняются. Меняются радикально, и
тех наивных и трогательных девятиклассников уже не существует нигде и ни на
каком уровне – с биологической точки зрения все клетки их организмов, должно
быть (поправьте меня, если вы биологи, а я несу лажу), обновились на сто
процентов. Ментально, понятно, они тоже сдвинулись – и не все вперёд, хотя, где
тот перед, а где тот зад – вопрос тоже очень относительный. Но завёрнута эта
простая мысль в очень привлекательную обёртку. Казалось бы, мало есть скучнее
занятий, чем разглядывание чужих туристических альбомов, и особенно чужих
классных фоток. Но Алёна умудрилась сделать это скучное занятие интересным и
даже захватывающим. Время, время, как всегда, лучший мотиватор и колорист.
И хотя сама Алёна, кажется, имела в виду рассмотреть проблему эмиграции русскоязычной
молодёжи её поколения из Эстонии, мы же не обязаны смотреть на этот фильм
глазами автора. Больше того, это как раз признак многозначности и
многоуровневости художественного высказывания – когда каждый зритель может
увидеть в нём что-то своё. Я вот увидел разъяснение известной гераклитовой максимы
на очень простых примерах. Вода 1997 года, конечно, гораздо чище и вкусней, чем
вода 2020 года.
Кажется, я так и не признался девочке Инне в своей тогдашней подростковой
любви. Ну вот пусть фильм «Анкета» сделает это за меня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий