понедельник, 28 сентября 2020 г.

По направлению к лигалайзу

 

По направлению к лигалайзу

(«Наркомама», реж. Жан-Поль Саломе, Франция, 106 мин.)

 П.И.Филимонов

Таких фильмов выходит с некоторой периодичностью какое-то количество. Это далеко не первая история о нуждающейся в деньгах (или хобби) домохозяйке (или нет, неважно, в данном случае, полицейской переводчице), которая начинает заниматься либо выращиванием конопли, либо продажей (как в этом фильме) готового продукта её обработки. Тем не менее, количество таких фильмов пока ещё не зашкаливает за разумные пределы, поэтому оскомины они пока не вызывают и каждый новый образец жанра смотрится достаточно свежо.




Решены эти фильмы, понятно, в жанре комедии. Ну потому что нет ничего смешнее, как показывают нам многочисленные режиссёры, стендап-комики и прочие артисты балета, чем алкоголь и наркотики. Комедии криминальной, по опять-таки понятной причине – где наркотики, вокруг всегда полиция, и любая, даже самая безобидная домохозяйка или полицейская переводчица всегда рискует потерей репутации, а то и свободы. Но не нашей симпатии, разумеется.

Потому что в целом подобные фильмы, как мне показалось вот сейчас, при просмотре «Наркомамы», строятся на допущении, что марихуана, гашиш и прочие производные конопли - не есть зло. Зло – всё то, что связано с этим бизнесом, его криминализированность и крутящиеся вокруг него типы, или даже типЫ, как сейчас намного моднее говорить. Почему-то вдруг показалось, что все подобные фильмы выполняют достаточно важную функцию – постепенно готовят почву к декриминализации и, соответственно, последующему лигалайзу лёгких наркотиков растительного происхождения. Что, конечно, сложная и комплексная тема, но, если сводить её к каким-то простым и доступным высказываниям, давно назревшая в цивилизованных странах мера. С другой стороны, если будет лигалайз, не будет такого количества комических ситуаций вокруг этого бизнеса, не будет и криминальной составляющей этих комедий, и сам жанр может постепенно сойти на нет, так что режиссёры некоторым образом рубят сук, на который только ещё собираются присесть, ивзините, если у кого-то слишком богатое воображение.

Что ещё важно в случае с фильмом «Наркомама» - это то, что мы в очередной раз за несколько последних лет видим, насколько многогранна и гибка в своём актёрском даровании Изабель Юппер. То ли это мне так повезло, то ли это объективная картина мира, но почему-то из всех ныне здравствующих гранд-дам французского кино за последние пару она снималась в наибольшем количестве фильмов  - ну или наибольшее их количество с ней доходило до наших экранов: («Будущее», «Хэппи-энд», «В объятиях лжи», и др.). И она везде разная, при том, что, странным образом, и везде одинаковая. То есть, есть у неё какие-то одной ей присущие штампы (как и у всякого профессионала актёрского дела), пользуясь которыми, она умудряется создавать самые разные образы.   

«Супермама» обозначена в аннотациях как комедия, но, поскольку это комедия французская, на прям посмеяться можно не надеяться. Основная масса весёлых моментов фильма связана с двумя назадачливыми компаньонами героини Юппер по этому опасному бизнесу, арабами, и её соседями по дому, китайцами. В этом смысле режиссёр вступает на опасную тропу создания комического эффекта за счёт высмеивания национальных особенностей того или иного персонажа. Впрочем, можно воспринимать это и как пляски вокруг национальных стереотипов, да и вообще, если всё время думать о политкорректности, можно закрывать искусство в принципе. Своим негласным призывом к лигалайзу Жан-Поль Саломе выторговал себе индульгенцию на многие другие (лже)косяки и прегрешения.

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий