На разогреве
(«Райн», реж. Янно Юргенс, Эстония, 98 мин.)
П.И.Филимонов
На следующей неделе в прокат выходит новый фильм Вейко Ыунпуу «Последние»,
о котором, очевидно, будут много говорить и писать, а пока нам предлагается
своеобразный разогрев перед, видимо, местным хедлайнером года – фильм Янно
Юргенса «Райн».
Как будто бы фильм «Райн» - что-то вроде семейного фильма о семейных же
проблемах, запутанных отношениях и способах преодоления отчуждения между
близкими людьми. Очевидно, для придания непонятного антуража, действие
происходит в прошлом, в Эстонии неопознанных, но предположительно восьмидесятых
годов, в неопознанном провинциальном городе, предположительно, Силламяэ (ничего
в кино про это не говорится, чисто визуальная и интуитивная догадка). В семью к
своим родителям и маленькому брату откуда-то (из столицы?) возвращается старший
сын – собственно, тот самый заглавный Райн. Между братьями колоссальная разница
в возрасте, лет двадцать, как минимум, а то и больше. Ну ладно, это вполне
возможно, не будем придираться. Ну и дальше Райн пытается обустроить свою жизнь
на новом старом месте, и всё это на фоне его сложных, но трепетных отношений с
младшим братом Атсом, глазами которого нам вроде бы всю эту историю начинают
показывать. Потом перестают, потом снова начинают, не может никак Янно Юргенс
определиться с ракурсом.
Ещё зачем-то сложную возлюбленную парикмахершу Райна играет польская
актриса Магдалена Поплавска, и тут мотивация режиссёра уже совсем неясна. Вроде
бы играет она русскую – но говорит по-русски чудовищно (хотя, видимо, это
режиссёр понимает, эпизодов со словами у Поплавской достаточно мало) – и от этого
их и без того непростые отношения с Райном приобретают и вовсе какой-то остро
фантасмагорический характер. Помимо Райна, у Александры (героини Поплавской)
есть ещё какой-то русский кекс из клуба, потом какой-то бородатый чувак,
который хлопает Райну после его импровизированной серенады и, кажется, ещё и
личный папашка Райна и Атса тоже подбивает (успешно?) к Александре клинья. Или
это так кажется, и Янно Юргенс совсем не о том? С папашкой этим тоже не всё так
ясно. Лет ему, получается, за шестьдесят, но из всех возможных источников
дохода нам показано только боксирование на морозе с чуваками помоложе его,
видимо, какой-то подпольный силламяэский тотализатор советской поры. Но и мать
семейства не отстаёт в загадочности от остальных – заводит какую-то странную
обонятельную интрижку вот вообще непонятно с кем.
И так бы оно всё странно и было, так бы все концы в воздухе и зависали,
если бы вдруг не случился некоторый режиссёрский каминг-аут Янно Юргенса (или я
это придумал, в ажиотаже нагнетённого предвкушения, если так можно сказать). В
какой-то особенно непонятный, но смутно тревожный момент фильма, вдруг
включается громкая и хорошая музыка – что-то из психоделики семидесятых – и ты
такой смотришь в экран и понимаешь, так это же “Free Range” чистой воды, только что труба пониже, да дым
пожиже. А так – ну один к одному. Все ходят на сложных щах, мотивы поступков,
как, зачастую, и сами поступки, понять нет решительно никакой возможности, и во
всех затруднительных ситуациях играет хорошая музыка, и мы на крупных планах видим,
как герои отчётливо мучаются душой. Ну правильно, кого ещё и пускать на
разгорев, как не подражателя и эпигона.
И стоит такой Янно Юргенс у воды, куда в конце фильма массово прыгают его
персонажи и говорит на всякий случай, чтобы все знали: «Я», - говорит, «не
достоин развязать шнурок на его конверсах». И все такие говорят «Уууу» - и готовятся к следующей премьере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий