воскресенье, 26 марта 2017 г.

Радость неоправдавшихся ожиданий

Радость неоправдавшихся ожиданий
 («ТС Трэйнспоттинг-2», реж. Дэнни Бойл, Великобритания, 117 мин.)
П.И.Филимонов
Не поворачивается у меня язык называть этот фильм «На игле», ну вот не поворачивается почему-то, и всё. Ну, возможно, потому, что трэйнспоттинг как явление, как определённый субкультурный термин, гораздо глубже, важнее и насыщеннее, в том числе и референсами, чем безликое словосочетание «На игле». И потому, что как первый, так и – и даже особенно – второй фильм дилогии (здесь, скорее всего, можно говорить именно о дилогии, а не о приквеле с сиквелом) – они не только о наркотиках, и не столько о наркотиках. А выбранное когда-то кем-то из русских переводчиков название «На игле» как-то отсылает нас к единственному, ну да, пусть самому эпатажному моменту из биографии героев фильмов. Это, безусловно, важный момент для понимания историй, но, ей-богу, не определяющий.
Вообще, когда происходят такие вещи, когда режиссёр культового фильма объявляет о своём намерении снять продолжение через двадцать лет после оригинала, ты подсознательно не ждёшь решительно ничего хорошего. Как пример – «2-Асса-2» Сергея Соловьёва, которую в эпоху плёночного кинематографа попросту надо было бы смыть, сейчас же -  как-то навсегда забыть, развидеть и стереть в календаре самый тот день, когда режиссёру пришла в голову идея о продолжении. Большая часть историй в мире вообще конечна и не требует продолжения. Всегда, конечно, можно высосать из пальца дальнейшие судьбы героев и напридумывать им новых приключений, и особенно сильное искушение заняться этим приходит, когда в воздухе витают большие, а иногда очень большие деньги. 



Уж не знаю, что там было с деньгами у Бойла и компании, но страхи мои не оправдались, опасения не подтвердились, а даже, пожалуй, что и совсем наоборот. Примерно на второй половине фильма я вдруг с удивлением понял, что «Трэйнспоттинг-2» меня задевает в эмоциональном смысле гораздо больше, чем некогда «Трэйнспоттинг-1». Видимо, это потому, что в том возрасте, в котором я смотрел первый фильм, жизнь героев была от меня очень далека, я почти не мог идентифицировать себя с ними и смотрел то кино больше как раз через призму пресловутой наркомании (фу-фу-фу, как можно, осуждаем!). И, как следствие, не видел там того основного, что, как мне кажется, там заложено. Ко второму же фильму получилось так, что если не образ жизни, то образ мышления и мироощущение героев мне стали ближе. Я как-то проникся и научился не обращать внимание на привходящие элементы, вроде героина и чего там ещё. Ну, вернее, считать их фоном.
И мне открылось, что это фильм про дружбу. Про то, как она проходит сквозь годы, видоизменяясь и видоизменяя её участников, если можно так сказать. Про дружбу сорокалетних мужиков, проживших вместе не одну жизнь. Про дружбу и предательство, о чём герой Юэна Бремнера несколько раз заявляет прямым текстом. То есть, мне не то, чтобы даже открылось, мне конкретно это в данном случае разжевали. И хотя обычно такие моменты меня злят, здесь как-то обошлось без этого. Потому что разжевали не занудно, между делом, спрятали это разжёвывание в динамичный и местами очень смешной сюжет. про дружбу, скажу я вам, точно так же, как и про любовь, очень сложно снять хороший фильм, не впадая в сентиментальность, в сомнительный пафос и ударяние себя кулаком в грудь. Бойлу это удалось.  И самое главное, самое главное – никаких моралей. Да, тема фильма мне упакована, уложена на подносик и подана через свободную кассу, но выводы мне предоставляют делать самому. За что я Дэнни Бойлу невероятно благодарен. Ну, и ещё за музыку. Особенно почему-то за Radio Ga-Ga” в одном из эпизодов. И за финальный одиночный танец сорокашестилетнего (по фильму) героя Юана Макгрегора. Который, не знаю, как вам, а мне очень сильно добавил оптимизма в отношении остатка жизни. Потому что как-то получается, что даже если совсем всё потеряно, если отсутствует какая бы то ни было мотивация, то блин, всё равно, приходи в свой старый дом, ставь свою любимую пластинку и танцуй. Не факт, что это выход, но, с другой стороны, кто вообще говорил, что выход должен быть? Выйти мы всегда успеем. Пока мы внутри, мы ещё можем строить планы и смотреть на поезда.           



Комментариев нет:

Отправить комментарий