Продавайте с нами,
продавайте, как мы, продавайте лучше нас
П.И.Филимонов
(«Американское лето»,
Эстония, реж. Райн Ранну, 82 мин.)
Я почему вообще начал эстонское кино смотреть? Ну, во-первых, в рамках
программы «знай и люби свой край», но не только, и не столько поэтому. В какой-то
момент я вдруг с удивлением понял, что средний уровень эстонского кинематографа
на удивление высок, видимо, именно в силу того, что фильмов в год выпускается
не так много, отбор как-то происходит строже, и откровенного шлака на
поверхность выходит меньше, чем в иной стране с более развитой киноиндустрией. Даже
недоброй памяти «Чёрный альпинист» в своё время не поколебал моей уверенности в
отечественном продукте. Подумаешь, бывает, в конце концов, невозможно прямо вот
в ста процентах случаев поддерживать приличный средний уровень. Ещё раз – это важно
– я не говорю о какой-то поголовной шедевральности нашего кино, нет. К фильмам-нетленкам
за пять-шесть лет моего погружения в предмет я по-прежнему могу отнести только «Яан
Ууспыльд едет в Тарту», но всё остальное (кроме упомянутого «Альпиниста») можно
было смотреть без отвращения на лице, без осознания бездарно потраченного
времени и тому подобных негативных эмоций.
И вот за последнюю неделю моей вере в людей вообще и в эстонский
кинематограф в частности нанесены два сокрушительных удара. О втором, гораздо
более сокрушительном, чем первый, мы поговорим в нашем следующем включении, а
сейчас мой краткий рассказ пойдёт о фильме Райна Ранну «Американское лето».
Краткий – потому что, честное слово, рассказывать об этом фильме нечего. Ну
или почти нечего. В аннотации он значится как комедия, корни которой растут из
роуд-муви. Комедия, основанная на реальных рассказах реальных эстонских молодых
людей из реальной (в третий раз) жизни. Жизни в Соединённых Штатах Америки и
работе там в качестве разъездных продавцов. В фильме товаром, который пытаются
втюхать доверчивым американцам герои фильма, являются какие-то
развивающие-обучающие книжки комиксов. Фильм почти полностью снят на английском
языке, потому что герои его – молодёжь из разных стран, живущая и работающая
вместе. Даже оба эстонских персонажа фильма говорят между собой по-английски,
потому что «они же в Америке», им "нужно практиковаться", «чувствовать атмосферу»,
и что там ещё. К сожалению, это единственное оригинальное достижение фильма. Про
роуд-муви я умолчу, возможно, составители аннотации просто плохо представляют
себе, что это такое, если лепят такую ахинею. По поводу комедии тоже – в конце концов,
у разных людей может быть разное чувство юмора, и разное понимание слова «комедия».
Вон Чехов тоже свои пьесы комедиями называл - обхохочешься же, когда Треплев стреляется,
правда? Так что тот факт, что я ни разу не улыбнулся на всём протяжении фильма,
вообще ни о чём не говорит.
Чему, как говорили герои одной популярной некогда телепередачи, учит нас
этот фильм? Каково его, не побоимся этого слова, резюме? А тому, уважаемые, что
продавать обучающие комиксы, ходя от двери к двери, хорошо и круто. То есть,
хорошо и круто, если ты умеешь это делать, и плохо и фу-фу-фу, если ты делать
этого не умеешь. Ну, так во-первых, ещё разнообразные Маяковские и Джанни
Родари выучили нас, что все работы хороши, если делать их хорошо. А во-вторых,
это как вообще? Вот ради этого надо было выбивать бабки, получать бюджет и
высасывать из пальца характеры и незамысловатую историю (основанную на реальных
событиях, mind you!)? Чтобы показать, что главный герой стал из лузера с нулём продаж крутым
руководителем маленького летучего отряда? Вы серьёзно? Я понимаю, возраст берёт
своё, generation gap буквально хватает за пятки, все дела, но так же нельзя, граждане. Это уж
какое-то совсем торжество идей Дейла Карнеги в отдельно взятом мозгу создателей
фильма. Если они имели в виду, наоборот, антиконсьюмеристскую притчу, то
получилось у них крайне плохо. И как зрители, мы имеем полное право судить
авторов не по замыслу их, а по тому результату, по тому воплощению этого
замысла, которое мы имеем неудовольствие наблюдать на выходе из чёрного ящика.
Когда-то в далёкой юности, когда я очень недолгое время (так повезло)
шатался в поисках работы, меня угораздило очутиться на коллективном камлании
продавцов «Гербалайфа». В целом эта позорная страница моей биографии заслуживает
отдельного описания, чем я когда-нибудь займусь, сейчас же я не мог удержаться
от нахлынувших ассоциаций. Вот фильм «Американское лето» послужил бы для их
сборища отличным мотивационным видео. Иной ценности я у него не нахожу. Сорян,
пацантрэ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий