пятница, 23 сентября 2016 г.

Продавайте с нами, продавайте, как мы, продавайте лучше нас

Продавайте с нами, продавайте, как мы, продавайте лучше нас
П.И.Филимонов
(«Американское лето», Эстония, реж. Райн Ранну, 82 мин.)

Я почему вообще начал эстонское кино смотреть? Ну, во-первых, в рамках программы «знай и люби свой край», но не только, и не столько поэтому. В какой-то момент я вдруг с удивлением понял, что средний уровень эстонского кинематографа на удивление высок, видимо, именно в силу того, что фильмов в год выпускается не так много, отбор как-то происходит строже, и откровенного шлака на поверхность выходит меньше, чем в иной стране с более развитой киноиндустрией. Даже недоброй памяти «Чёрный альпинист» в своё время не поколебал моей уверенности в отечественном продукте. Подумаешь, бывает, в конце концов, невозможно прямо вот в ста процентах случаев поддерживать приличный средний уровень. Ещё раз – это важно – я не говорю о какой-то поголовной шедевральности нашего кино, нет. К фильмам-нетленкам за пять-шесть лет моего погружения в предмет я по-прежнему могу отнести только «Яан Ууспыльд едет в Тарту», но всё остальное (кроме упомянутого «Альпиниста») можно было смотреть без отвращения на лице, без осознания бездарно потраченного времени и тому подобных негативных эмоций.
И вот за последнюю неделю моей вере в людей вообще и в эстонский кинематограф в частности нанесены два сокрушительных удара. О втором, гораздо более сокрушительном, чем первый, мы поговорим в нашем следующем включении, а сейчас мой краткий рассказ пойдёт о фильме Райна Ранну «Американское лето».



Краткий – потому что, честное слово, рассказывать об этом фильме нечего. Ну или почти нечего. В аннотации он значится как комедия, корни которой растут из роуд-муви. Комедия, основанная на реальных рассказах реальных эстонских молодых людей из реальной (в третий раз) жизни. Жизни в Соединённых Штатах Америки и работе там в качестве разъездных продавцов. В фильме товаром, который пытаются втюхать доверчивым американцам герои фильма, являются какие-то развивающие-обучающие книжки комиксов. Фильм почти полностью снят на английском языке, потому что герои его – молодёжь из разных стран, живущая и работающая вместе. Даже оба эстонских персонажа фильма говорят между собой по-английски, потому что «они же в Америке», им "нужно практиковаться", «чувствовать атмосферу», и что там ещё. К сожалению, это единственное оригинальное достижение фильма. Про роуд-муви я умолчу, возможно, составители аннотации просто плохо представляют себе, что это такое, если лепят такую ахинею. По поводу комедии тоже – в конце концов, у разных людей может быть разное чувство юмора, и разное понимание слова «комедия». Вон Чехов тоже свои пьесы комедиями называл  - обхохочешься же, когда Треплев стреляется, правда? Так что тот факт, что я ни разу не улыбнулся на всём протяжении фильма, вообще ни о чём не говорит.
Чему, как говорили герои одной популярной некогда телепередачи, учит нас этот фильм? Каково его, не побоимся этого слова, резюме? А тому, уважаемые, что продавать обучающие комиксы, ходя от двери к двери, хорошо и круто. То есть, хорошо и круто, если ты умеешь это делать, и плохо и фу-фу-фу, если ты делать этого не умеешь. Ну, так во-первых, ещё разнообразные Маяковские и Джанни Родари выучили нас, что все работы хороши, если делать их хорошо. А во-вторых, это как вообще? Вот ради этого надо было выбивать бабки, получать бюджет и высасывать из пальца характеры и незамысловатую историю (основанную на реальных событиях, mind you!)? Чтобы показать, что главный герой стал из лузера с нулём продаж крутым руководителем маленького летучего отряда? Вы серьёзно? Я понимаю, возраст берёт своё, generation gap буквально хватает за пятки, все дела, но так же нельзя, граждане. Это уж какое-то совсем торжество идей Дейла Карнеги в отдельно взятом мозгу создателей фильма. Если они имели в виду, наоборот, антиконсьюмеристскую притчу, то получилось у них крайне плохо. И как зрители, мы имеем полное право судить авторов не по замыслу их, а по тому результату, по тому воплощению этого замысла, которое мы имеем неудовольствие наблюдать на выходе из чёрного ящика.

Когда-то в далёкой юности, когда я очень недолгое время (так повезло) шатался в поисках работы, меня угораздило очутиться на коллективном камлании продавцов «Гербалайфа». В целом эта позорная страница моей биографии заслуживает отдельного описания, чем я когда-нибудь займусь, сейчас же я не мог удержаться от нахлынувших ассоциаций. Вот фильм «Американское лето» послужил бы для их сборища отличным мотивационным видео. Иной ценности я у него не нахожу. Сорян, пацантрэ. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий