вторник, 19 апреля 2016 г.

С последующим разоблачением

С последующим саморазоблачением
П.И.Филимонов

Не помню, говорил ли я об этом когда-нибудь публично, но, если нет, так скажу сейчас. Я не великий поклонник французской литературы, да и кино тоже. Притом мозгами я понимаю, что оба эти понятия вполне самодостаточны, вообще ни разу не нуждаются в моём одобрении или неодобрении, но что-то у меня с ними всё равно не срастается. Возвращаясь к предыдущему разговору о носах, не берут они меня эмоционально. А интеллектуально даже и не пытаются. Из литературы светлым пятном в памяти до недавнего времени оставались разве что многочисленные опусы Дюма-пера, но это, видимо, чисто ностальгическое желание вернуться в детство, снова свернуться эмбрионом и залезть в материнскую утробу подальше от ужасов этого страшного и несправедливого мира. Плюс немножко Бориса Виана, который как раз уровнем эмоциональности в своё время разбавлял мою псевдоциничную и псевдоостранённую юность. Впрочем, недавно произошло достаточно сильное в этом смысле потрясение, которое несколько перевернуло эту мою чуть нарочитую браваду с ног на голову. Я прочитал «Карту и территорию». Я понимаю, что это разговор на совсем другую тему и о другом, но я не могу без разгона, без раскачки и аналогий.
С французским кино была, по сути дела, такая же история. За исключением нескольких комедий с де Фюнесом, может быть, «Леона-киллера», пожалуй, «Амели», и нескольких фильмов Озона, оно – даже пресловутая новая волна, которую я отсмотрел, честно давясь, едва ли не всю – не оставляет во мне значимого отпечатка. Получился, начинаю я противоречить сам себе, довольно большой список, и это я ещё сознательно отношу Бунюэля, например, к кинематографу испанскому. Тем не менее, даже если исключений настолько много, правило они всё равно не отменяют. Идя на французский фильм я, при прочих равных, не ожидаю ничего особенного. А мейнстримные французские комедии, которые считаются многими отличным способом, к примеру, скоротать вечерок, представляются мне как минимум не смешными. Исключения – уже упомянутые шедевры с Луи де Фюнесом.  

И вот, сам того не ожидая, я увидел смешную новую французскую комедию. Режиссёра Жюли Дельпи, с ней же самой в роли сорокапятилетней матери отпрыска-террориста Лоло. Именем которого фильм и называется. Террорист Лоло не в прямом смысле слова, он терроризирует мать и окружающих её мужчин морально. Причём они сами об этом до поры до времени не подозревают. Лоло, то ли страдающий адски сильной разновидностью Эдипова комплекса, то ли в силу каких-то других психопатологических причин, то ли просто из природной вредности, задался целью отваживать любого потенциального претендента на спутника жизни своей матери. Включая, как выясняется ближе к концу фильма, его собственного отца. Делает это Лоло виртуозно, не без изящества и не убирая с лица очаровательной мины молодого человека, который-нравится-всем. Лоло (в исполнении Венсана Лакоста) – ужасный обаяшка. Совершенно понятно, что мама его пребывает в полной уверенности, что этот ангельского вида юноша (да ещё и талантливый, как считает мать, художник) ну никак не может иметь в виду ничего плохого, ну никак не может быть не тем, кем кажется на первый взгляд – немного инфантильным, но очаровательным и любящим сыном, искренне желающим своей матери, в том числе, и простого женского счастья.



Так что мать Лоло Виолетт, страдая вдобавок внезапными приступами панических атак по самым разным бытовым поводам, приписывает все нестыковки и странности в своих отношениях с Жаном-Рене (Дани Бун) либо стечению обстоятельств, либо неадекватности и необученности парижской жизни самого Жана-Рене, который всю первую половину фильма и правда выглядит милым деревенским увальнем, что, безусловно, добавляет веселья происходящему с точки зрения стороннего наблюдателя. Почти все персонажи фильма – милые, обаятельные и неглупые люди, в фильме нет откровенных мерзавцев или клинических идиотов, даже солиптический эгоист Лоло, главная отрицательная движущая сила всей истории, повторюсь ещё раз, безумно симпатичен.
Так что ты как будто наблюдаешь за реальной историей из жизни твоих милых, но неудачливых знакомых, у которых быт кипит и пенится, в отличие от твоего затхлого болотца. Чувство сопричастности очень велико.  И только концовка немного выламывается из схемы «как в жизни», выдавая явное кинематографическое происхождение развязки этой смешной истории. Впрочем, развязка эта по-киношному хороша и изобретательно неожиданна, чего, собственно, и стоит ожидать от хорошей комедии.
Я вот тут, пока писал эту рецензию, подумал и всё-таки понимаю, что соврал вам, уважаемые читатели этого блога. Бог с ней, с литературой, может, и про неё всё неправда. Но французское кино грести под одну гребёнку не стоило. Нельзя сказать, что оно не нравится мне всё целокупно. Слишком много прекрасных исключений. Вот, например, и фильм «Лоло» туда же. Так что впредь я обещаю быть избирательнее и конкретизировать свои наезды. Впрочем, в целом сути выплеснутых мыслей это не меняет.


   


Комментариев нет:

Отправить комментарий