Простота и тянущиеся к ней
люди
П.И.Филимонов («Счастье
приходит во сне», реж. Март Кивастик, Эстония, 90 мин.)
Как-то так получается, что современный эстонский кинематограф работает (во
всяком случае, для меня) по принципу «чем проще, тем лучше». Я думал над тем,
не относится ли это к кинематографу вообще в принципе, но пришёл к выводу, что
всё-таки нет. В мировом масштабе какой-нибудь Бела Тарр, Кристиан Мунджиу или
Асгар Фархади по-прежнему привлекают моё внимание и не заставляют думать о том,
что лучше бы они выбрали себе жанр понадёжнее и позрелищнее. У них я готов
мириться со сложностью восприятия, терпеть, страдать и вдумываться в то, зачем
они делают со мной всё это. Потому что на выходе что-то получается, потому что
какие-то, пусть минимальные, изменения с моим организмом да происходят. В
эстонском кинематографе как-то всё совсем по-другому. Снимает Вейко Ыунпуу
фильм «Рукли», а мне от него ни холодно, ни жарко, притом, что по всем
признакам, мы имеем дело с авторским «умным» кинематографом. Или недавний «Разведчик
и шпион» - ну, в конце концов, старались люди, вкладывались, снимали для меня
абсурдистскую шпионскую драму (жанр-то какой удивительный!), а мне и горя нет,
не проникся я их замыслом, извините, не получается что-то.
Если же эстонские кинематографисты не лезут подправлять детали строения
консерватории, а достойно и прямолинейно делают свою работу, то я ухожу из зала
довольный и даже отчасти позитивно заряженный, как трёхлитровая банка воды
после сеанса рыбоподобного Аллана Чумака. Так было с обруганной всеми
утончёнными критиками жанровой комедией «Встреча выпусников», так же случилось
и с ещё одним чистым образцом жанра – на этот раз уже лирической комедии – «Счастье
приходит во сне» режиссёра Марта Кивастика.
Ну смешно, правда. Не слишком, по-моему, жизненно, но кто и когда требовал
от кинематографа реалистичности? Два нелепейших персонажа – лишённая практически
всяческой женственности Вийви (Катарина Унт) и печальный клоун-онанист, не
умеющий говорить «нет» Андрес (Иво Ууккиви), в результате стечения
обстоятельств и при помощи волшебной феи-алкоголя находят друг друга, чтобы,
вполне возможно, вместе устремиться к потенциальному будущему не менее смешному
и нелепому счастью.
Очень позитивное кино снял господин Кивастик. Позитивность его, во-первых,
в том, что, в который уже раз, оно демонстрирует всем нам, скучным, занудным
неудачникам с кучей комплексов и непреодолимых привычек, что и для нас – хотя бы
чисто теоретически – не всё ещё потеряно. Ну и потом – манера, в которой это
всё преподносится – я бы даже сказал, что от неё веет каким-то Каурисмяки с его
северным сдержанным юмором, никак не отражающемся на лице творящего его. Даже
смерть мамы одного из главных героев в фильме заставляет лишь на несколько
минут посерьёзнеть и посочувствовать его горю. И тут же мёртвая мамочка
является сыну в видении с предложением «хоть пива возьми, если всё так плохо». Разве
не прелесть? Или нелепый коллега Андреса, который учит его жизни и периодически
– в качестве призовых – торжественно обнимает, демонстрируя свою привязанность –
на мой взгляд, несомненная комедийная удача актёра Тийта Сукка. Немножко даже и
сатиры добавляет его образ в атмосферу сдержанного северного юмора фильма. Коллега
отправляет Андреса отдыхать в Бразилию, куда тот, естественно, благодаря своему
запредельному везению, не долетает. Но, по возвращении, не сообщает тому об
этом, а, в качестве презента из «ваннаби» Бразилии вручает ему
один-единственный банан. И надо видеть, с каким выражением лица затем персонаж
Сукка этот банан пожирает, всем своим видом давая понять, что этот банан –
совсем другое дело, не то, что наши бананы, никакого сравнения. Потому что у
нас тут какая жизнь – а у них там какая?
В целом, ключевое слово, которое я бы использовал при передаче ощущения от
фильма «Счастье приходит во сне» - это нелепость. Причём нелепость не унылая,
не эмоция по отношению к фильму, а нелепость самой жизни, нелепость милая,
весёлая, даже не вызывающая смех сквозь слёзы, потому что - ну чего там
плакать-то – сами такие, а если над собой плакать всё время, превратишься в
истеричного персонажа Достоевского. Оно нам надо? Оно нам не надо. Мы лучше
пива пойдём выпьем в гавайской рубахе, как Андрес. Глядишь, и нам чего-ничего
обломится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий