пятница, 15 марта 2024 г.

Внутри и снаружи

 

Внутри и снаружи («Анатомия падения»/“Anatomie d’une chute“ , реж. Жюстин Трие, Франция, 152 мин.)

П.И.Филимонов

Кажется, что весь мир уже посмотрел этот фильм – та часть мира, которой до просмотра фильмов, понятно. И вот наконец он дошёл и до нас. Ну ладно, до нас, он, скорее всего, дошёл немного раньше, примерно тогда же, когда и до всего мира, которому до кино. До наших экранов он дошёл вот только что – и ладно.



Все, наверное, уже знают, о чём это. Мужчина выпадает из окна почти на глазах своего сына. С той только оговоркой, что сын слепой и не видит, как именно мужчина выпадает. В смысле, не видит не артистической составляющей выпадения, а причины. И следователи постепенно начинают подозревать жену мужчины и мать мальчика в убийстве мужа. И дальше мы перемещаемся между нетипичной для европейского кинематографа (этот жанр дико популярен в США – в силу, видимо, причин исторического характера, а в Европе – ну не сложилось как-то) судебной драмой и драмой об отношениях, показываемой нам во флэшбеках.

Чтобы придать ситуации дополнительного перца, и погибший муж и подозреваемая жена сделаны авторами фильма писателями, притом она намного более профессионально успешна, чем он. Точнее, он совсем не успешен, он мучает свою первую книгу, а она стабильно издаётся и имеет кое-какую популярность. Естественно, рано или поздно возникает вопрос о плагиате, а не высосала ли, дескать, жена из мужа все его творческие соки, а за ненадобностью и бросила – в прямом смысле слова – на мороз?

Формально суд приходит к решению, но, по сути, всё всё равно возможно. Это история не с одним, а сразу с несколькими открытыми концами, ни один из которых нам с уверенностью не развязывают. Варианты, да, показывают – но всей правды – всей правды мы никогда не узнаем. Если мы не верим решению суда, конечно.

Как мне кажется, этот фильм может заставить зрителя взглянуть на себя – и на свои отношения, потому что он про это – с другой стороны. Грубо говоря, если нам снаружи кажется, что мы правы, что это нас обижают и мешают нормально жить и развиваться, то картина, наблюдаемая снаружи, может оказаться диаметрально противоположной. Более того, иногда бывает и так, что внутри нам кажется, что мы кого-то любим, а потом, при взгляде снаружи, оказывается, что ничто на это не указывает. И главная героиня, и исполнении Сандры Хюллер, примерно в такой ситуации и оказывается. Все её внутренние представления о своей семейной жизни не выдерживают внешнего взгляда и рушатся прямо там, в помещении суда, даже если сторона обвинения и работает на это сознательно, скидывая эти хрупкие представления с балкона, как раньше, возможно, героиня Хюллер скинула мужа. Или нет.  

Что ж. Героиня Хюллер – писательница, и можно надеяться, использует этот болезненный опыт при написании следующих произведений про отношения. Личный опыт всегда помогает.  

Ну и да, ещё можно считать банальную., но от этого не перестающую быть верной истину о том, что мы в любом случае убиваем тех, кого любим, а особенно, если в какой-то момент перестаём их любить. Или даже пусть не перестаём. Человек – существо токсичное и опасное, долго безболезненно находиться с ним рядом могут немногие насекомые и паразиты. Для особей своего вида это, как правило, добром не кончается.



Комментариев нет:

Отправить комментарий