пятница, 24 ноября 2023 г.

Любовь против алкоголя

 

Любовь против алкоголя («Опавшие листья»/Kuolleet lehdet”, реж. Аки Каурисмяки, Финляндия-Германия, 81 мин.)

 

П.И.Филимонов

Одна финская деятельница культуры широкого профиля, выступая с необязательной речью перед официальной премьерой, сказала, что «Опавшие листья» - это четвёртый фильм трилогии Каурисмяки о рабочем классе. И удивляться тут не приходится, Каурисмяки вообще не предполагает удивления.



Финский живой классик в прекрасной форме. «Опавшие листья» - это классический Каурисмяки, персонажи колоритны и разговаривают так, что их хочется цитировать («Я трезвый, как народный судья», например). Длинные кадры, когда никто ничего не говорит, а просто не мигая смотрит в камеру, иногда бывают гомерически смешны, время в «Опавших листьях» остановилось где-то на семидесятых – времени молодости режиссёра – и, несмотря на всю русско-украинскую войну, о которой надрывается радио – создаётся полное ощущение, что никакой современности нет, что мы в том Хельсинки, где все кабаки похожи на таллиннский бар «Валли» или на безвременно покинувший нас тартуский «Юмарлауа».

Все мужские персонажи Каурисмяки в этом фильме пьют. Не просто даже пьют, а бухают, нарезываются, заливают харю, подойдёт любой приличный или неприличный синоним. Ни от какого не от отчаяния, ни от какой не от безысходности, а просто потому, что таков их образ жизни. Можно, конечно, копаться глубже и рассуждать о том, что трезвым эту жизнь воспринимать не слишком получается, но зачем же мы будем это делать, если сами герои Каурисмяки об этом не задумываются? Они просто так живут, неделю работают, а в выходные прибухивают. И по вечерам прибухивают. И на работе иногда тоже. И их тогда увольняют с работы, что не останавливает их в их желании прибухнуть.

В промежутке между прибухиванием мужские персонажи Каурисмяки знакомятся с его женскими персонажами. Если все его мужские персонажи (в этом, но не только, фильме) в той или иной степени алкоголики, то все его женские персонажи (в этом, но не только, фильме) – в той или иной степени одиноки. Мужские, опять-таки, тоже, но у них есть спасение – означенный алкоголь. Женщинам сложнее. Поэтому мужские персонажи «Опавших листьев», скорее, комичны, а женские – скорее, трагичны.

И вот двое таких людей находят друг друга (их любовные диалоги уморительны, в особенности с учётом того, что всё это произносится ими с крайне серьёзными лицами), и тут начинается главный конфликт «Опавших листьев». У женщины не очень хорошие отношения с алкоголем – от алкоголизма умерли её отец и брат. У мужчины (великолепный Мартти Суосало) очень хорошие отношения с алкоголем, он не готов расставаться с ним ради этой женщины. Но к женщине его тоже тянет.

Оставим интригу звенеть на этой высочайшей ноте. Кто же победит, любовь или алкоголь? Или, что маловероятно, может быть, они смогут как-то договориться и объединить усилия?

Как не писал только ленивый, «Опавшие листья» - фильм, полный надежды. Если, по вашему мнению, в мире вокруг и в вашей конкретной частной жизни не осталось ровным счётом ничего приятного, если вас тошнит от слов «всё будет хорошо», а третья мировая вот-вот постучится в вашу дверь с предложением поговорить о боге, посмотрите это кино.

Или выпейте и идите петь в караоке. Или совместите. И где-то в глубине самого длинного тоннеля в далёких Альпах какой-нибудь не слишком трезвый шахтёр зажжёт одну маленькую спичку.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий