Не просто человечина
(«Мясо»/ “Barbaque”, реж. Фабрис Эбуэ, Франция, 87 мин.)
П.И.Филимонов
Если есть ещё до сих пор люди, которым надо это объяснять, то объясняю: искусство
не имеет ничего общего с политкорректностью, с текущей повесткой и даже местами
с новой этикой. То есть, все эти вещи существуют очень рядом с искусством, влияют
на него, влияют на производителей и потребителей искусства, создают моду и
потребности в искусстве, но конкретно в произведения им, к счастью, ход закрыт.
Ну или во всяком случае, хотелось бы в это верить.
Последний фильм глумливого Фабриса Эбуэ – тому явное подтверждение. Кроме
того, фильм подтверждает и ещё один старый тезис, о котором я постоянно твержу
с упрямством попугая. Нет в мире вещей, над которыми нельзя было бы смеяться.
Просто нет. В соответствующих ситуациях, при соответствующих условиях осмеянию,
и жестокому осмеянию, может подвергаться всё. В «Мясе» речь идёт о представителях французского
среднего класса, парочке, которая держит свою мясную лавку и воспитывает дочь.
Ещё жена, всячески, понятное дело, недовольная теряющим свою маскулинность мужем,
любит смотреть по телевизору какое-то шоу про серийных убийц.
Ну и конечно, оно всё закручивается и соединяется, и поднять падающий бизнес
(а дела в мясной лавке идут не сказать чтобы особенно хорошо) с колен помогает
человечина. И не просто человечина. Так получается, что первой случайной
жертвой мясника оказывается юноша-веган, сдуру полезший заниматься политическим
активизмом в неположенном месте и в неположенное время. Поскольку веганы
откармливаются свежайшими овощами и не едят никаких вредных продуктов животного
происхождения, мясо их особенно нежное и вкусное. И никаких других вариантов
после этого главные герои фильма уже не рассматривают, тем более, ветчина из веганов их устраивает
и идеологически тоже. Маленькая проблема заключается только в том, что их
собственная родная дочь, кровинушка, взяла и начала встречаться с веганом. И
вроде бы всё отработано, но не будешь же ты убивать потенциального зятя.
Не очень нонятно, над чем смеётся Эбуэ в «Мясе» - над модным вегантсвом,
над предвзятым людей к нему отношением или над всем этим вместе взятым, но
делает он это умело, фильм, сюжет которого с определённого момента перестаёт
куда-либо двигаться, скучным, тем не менее, не становится, а когда Эбуэ совсем
не понимает, что делать дальше, он просто закачивает кино. И в этом тоже достоинство
«Мяса» - в его лаконичности, смотрится фильм, конечно, немножко как затянувшийся
скетч, но затянувшийся не на столько, что успевает стать скучно.
А что нам хотел сказать автор? А так ли уж, в случае с этим фильмом, это
важно? Мне кажется, что автор вот прямо сказать-сказать нам ничего такого не
хотел, а хотел показать нам нас такими, какими мы не особенно стремимся себя видеть, и повседневную нелепость любого нашего фанатизма.
Потому что всякое фанатичное следование каким-либо идеям, пусть даже самым что
ни на есть гуманным и прогрессивным – как минимум, смешно, а как максимум,
может вообще довести бог знает до чего. Жаль только, что посмотреть на себя под
таким углом и задуматься о том, как они выглядят со стороны, способны не многие,
это, как мне кажется, тоже искусство, которому нужно учиться.
Ну а так вообще зло в «Мясе» наказано, так что даже с точки зрения обычной
морали ничего неправильного в этом фильме нет. Хотя, если бы концовка была
другой, мне кажется, было бы лучше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий