вторник, 2 марта 2021 г.

Кафка light

 

Кафка light

(«Человек из Подольска», реж. Семён Серзин, Россия, 88 мин.)

 П.И.Филимонов

Произведения Франца Кафки – несомненная классика мировой литературы и культуры вообще. С момента выхода их в свет прошло уже достаточно много времени, и они прочно  угнездились в западноевропейском (да и не только) культурном коде. Для понимания многих последующих явлений, произведений и даже культурных мемов необходимо пусть не читать первоисточник, но хотя бы представлять, о чём и для чего написаны «Замок», «Процесс», «Америка», «Превращение», «В исправительной колонии» и некоторые другие вещи. Это раз.




Два – читать произведения Кафки непросто. Немного из-за языка, немного из-за атмосферы, немного из-за того ужаса, который схватит вас за шкирку и не будет отпускать всё то время, пока вы не закончите чтение. Это если вы правильно читаете, разумеется. То есть, это такое -  удовольствие для продвинутых.

Три – не знаю, что там говорит теория маркетинга, и есть ли такая вообще, но, кажется универсальным, что для тех, кто хочет вкусить запретного или по каким-то причинам непосильного плода, всегда существуют посильные заменители. Метадон, детское шампанское, порнография, пьеса Дмитрия Данилова и снятый по ней фильм Семёна Серзина.

Потому что «Человек из Подольска» - это такой абсолютный кафка-лайт. Чуть осовремененный, чуть приправленный прочими приёмами из театра абсурда, чуть огранённый юмором (с ним у Кафки, надо признать, было очень плохо), но классический парафраз хоть «Процесса», хоть «Замка», хоть их вместе взятых.

Слишком уж всё типично. Молодой человек – в исполнении Вадима Королёва, из-за которого этот фильм обязателен к просмотру для поклонников (уже написал «фанатов», но потом стёр, потому что, пожалуй, у этой группы не «фанаты», а именно что поклонники) группы OQJAV, одной из лучших, на мой взгляд из ныне существующих русскоязычных музыкальных групп (если не самой лучшей) – попадает во власть системы. Система может быть смешной, может быть нелепой, может быть абсурдной, но это, во-первых, только со стороны она такой кажется, а во-вторых, при всех этих побочках она всё равно не выпускает человека из своих цепких лап, раз уж его угораздило туда угодить. Понятно, что попадание в эти лапы тоже произвольно, для обретения статуса жертвы не надо делать вообще ничего. Не надо даже оказаться в неудачное время в неудачном месте, она сама придёт во все ваши самые удачные места и заберёт вас оттуда хоть в минуту вашего триумфа, хоть в минуту вашего поражения.

И дальше уже не так важно, что там случится в конце, восторжествует ли стокгольмский синдром и жертва возлюбит своего мучителя, тем более, что вот он вроде бы и цивилизованный человек, и про Айнштюрценде Нойбаутен может задвинуть, и на пианине двумя пальцами может, и пыток почти не применяет. Или всё окончательно скатится от Кафки к Сорокину, к Такеши Миике (и такой финал Семён Серзин тоже допускает), сути это не меняет. Одиночный человек по-прежнему в борьбе с системой обречён. И это просто так совпало, что сейчас этот фильм особенно актуален в Российсой Федерации. При чуть-чуть других исторических обстоятельствах он был бы актуален в любой другой возможной стране. Такова, к сожалению, наша человеческая природа. И разного рода упыри с белыми глазами просто пользуются этим нехитрым психологическим знанием.   




Комментариев нет:

Отправить комментарий